Правила налоговой игры для импортеров

Правила налоговой игры для импортеров

10.11.2008 распечатать

Итак, организация заключила контракт на приобретение товаров, оформила в банке паспорт импортной внешнеэкономической сделки, оплатила контракт. И вот наступает момент, когда организация получает извещение о том, что в ее адрес прибыли долгожданные товары. Что же следует предпринять дальше?

Платим

После того, как перевозчик, доставивший товары на таможенную территорию Российской Федерации, представит таможенному органу документы и сведения, перечисленные в статьях 73-76 ТК РФ, товары могут быть разгружены или перегружены, помещены на склад временного хранения, заявлены к определенному таможенному режиму, либо к внутреннему таможенному транзиту. Они должны быть задекларированы не позднее 15 дней со дня их предъявления таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию. Подать декларацию может либо сама организация — покупатель товаров (декларант), либо таможенный брокер (посредник), оформляющий операции от имени и по поручению декларанта (ст. 124 ТК РФ).

Таможенные пошлины и НДС должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня подачи декларации, а сборы за таможенное оформление — до подачи этого документа или одновременно с ней (статьи 329 и 357.6 ТК РФ).

Для уплаты таможенных платежей организация может перечислить денежные средства на счет таможенного органа авансом — как в рублях, так и в иностранной валюте (ст. 330 ТК РФ). Для того, чтобы аванс превратился в таможенный платеж (уплаченную пошлину, сумму НДС и т. п.), фирма должна дать соответствующее распоряжение таможенному органу. Выпуск товаров для внутреннего потребления производится только при условии уплаты всех необходимых пошлин и налогов (ст. 149 ТК РФ).

Учитываем

Бухгалтерский учет импортных товаров ведется по правилам, установленным ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Товары принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости — ею признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.

Себестоимость импортных товаров формируется с учетом ввозных таможенных пошлин, расходов на транспортировку и иных затрат, непосредственно связанных с их приобретением.

Бухгалтерское законодательство предусматривает разные варианты учета транспортно-заготовительных расходов. Поэтому, выбрав один из них, организация должна зафиксировать его в приказе об учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Принимая к учету товары, необходимо принимать во внимание, в какой именно момент право собственности на них переходит к покупателю.

Заключая внешнеэкономический контракт для определения условий транспортировки товаров, погрузочно-разгрузочных работ, страхования, хранения грузов в пути и т. д., стороны, как правило, руководствуются Правилами «Инкотермс». Дата перехода права собственности должна быть согласована условиями контракта. При этом, если такой момент в договоре не предусмотрен, то переход права собственности считается осуществленным при непосредственной передаче товара либо покупателю или его представителю, либо транспортной организации — перевозчику.

Дата имеет значение!

Дата перехода права собственности имеет значение для пересчета стоимости импортируемых товаров в рубли по официальному курсу. Многие организации ошибочно производят пересчет таких операций по дате ГТД, проставленной таможенными органами, хотя она свидетельствует только о пересечении таможенной границы РФ. Не могут служить основанием для определения такой даты и условия поставки товаров, зафиксированные в контракте в соответствии с международными терминами «Инкотермс».

Для целей бухгалтерского учета, указанный пересчет в рубли производится по курсу ЦБ, действующему на дату совершения операции в иностранной валюте (пункт 6 ПБУ 3/2000). При этом правила определения даты совершения отдельных операций в иностранной валюте для целей бухгалтерского учета приведены в ПБУ 3/2000.

В процессе такого пересчета могут появляться курсовые разницы, возникающие по операциям, которые связаны с полным или частичным погашением дебиторской или кредиторской задолженности, выраженной в иностранной валюте.

Для целей налогового учета курсовые разницы учитываются в составе внереализационных доходов и расходов (статьи 250 и 265 части второй НК РФ), при этом дата получения внереализационного дохода определяется в соответствии с моментом перехода права собственности на иностранную валюту при совершении валютных операций. Что же касается доходов в виде положительной курсовой разницы по имуществу и требованиям (обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте, то здесь датой их получения считается последний день текущего месяца (подпункт 7 пункта 4 статьи 271 части второй НК РФ).

Соответственно, датой осуществления внереализационных расходов признается дата перехода права собственности на иностранную валюту при совершении операций с иностранной валютой, а также последний день текущего месяца — по расходам в виде отрицательной курсовой разницы по имуществу и требованиям (обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте (подпункт 6 пункта 7 статьи 272 части второй НК РФ).

Таким образом, бухгалтерам необходимо четко отслеживать, каким образом в контракте оговорен переход права собственности на товары.

ссылка на закон

Товары, ввозимые на территорию Российской Федерации для перепродажи в России (использования в производственной деятельности), оформляются в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления (ст. 163 Таможенного кодекса РФ). Товары выпускаются после уплаты таможенных пошлин и сборов, налогов и соблюдения всех ограничений, установленных законодательством Российской Федерации (ст. 164 ТК РФ).

Вычитаем

Суммы НДС, уплаченные таможенному органу при ввозе товаров в режиме выпуска для внутреннего потребления, подлежат вычету на основании ст. 171 НК РФ. Вычет этого налога производится на основании документов, подтверждающих его фактическую уплату при ввозе товаров (ст. 172 НК РФ).

Правила ведения журналов учета, полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость гласят, что в книге покупок необходимо зарегистрировать таможенную декларацию на ввозимые товары и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату НДС таможенному органу.

Чтобы подтвердить права на вычет данного налога, организации нужно иметь два документа — таможенную декларацию и платежное поручение на перечисление средств таможенному органу.

Налоговый кодекс устанавливает очень четкие основания для принятия к вычету НДС, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Такими условиями являются:

  • фактическое перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации;
  • уплата НДС таможенным органам;
  • принятие импортированных товаров на учет;
  • условие, согласно которому ввезенный товар приобретен для осуществления операций, облагаемых НДС, либо для перепродажи.

внимание

В международных правилах толкования торговых терминов «Инкотермс» сформулированы базисные условия поставок, определяющие момент перехода рисков случайной гибели товаров с продавца на покупателя. Согласно «Инкотермс», все термины, определяющие базисные условия поставок, разделены на четыре группы таким образом, что каждая последующая предусматривает уменьшение обязанностей покупателя (импортера). Момент перехода права собственности этими правилами не определяется. Дата перехода права собственности на товар должна быть согласована в контракте.

Рогатки от налоговой

Заметим, что инспекторы очень субъективно трактуют нормы Налогового кодекса и нередко отказывают в вычете НДС импортерам. Приведем некоторые формулировки, фигурирующие в отказах налоговых органов:

1. Проблемы с подтверждением уплаты НДС таможенному органу, особенно если платежи вносились авансом. Чтобы такой ситуации не возникло, таможенные органы могут проставить на оборотной стороне платежных поручений на перечисление авансов отметку с указанием номера таможенной декларации и суммы израсходованных авансовых платежей. Такая пометка должна быть заверена личной номерной печатью и подписью работника таможенного органа. Она будет являться подтверждением фактической уплаты суммы НДС при ввозе товаров.

2. Если организация пользуется услугами таможенного брокера (ст. 124 ТК РФ), то все таможенные платежи, включая НДС, на счет таможни переводит брокер, а организация перечисляет необходимые денежные средства непосредственно ему. В данной ситуации налоговые органы могут отказать организациям-импортерам в вычете НДС на том основании, что при ввозе импортных товаров таможенные платежи, включая данный налог, уплачиваются не самой организацией, а по ее поручению третьим лицом, т. е. брокером. В этом случае важно включить в договор следующие положения: организация своевременно возмещает брокеру суммы понесенных им затрат по уплате таможенных или иных платежей; имеются платежные поручения на возмещение брокеру расходов по уплате НДС.

3. У фирмы имеется дебиторская задолженность по поставленным товарам. Однако в такой ситуации судьи занимают сторону налогоплательщика, отмечая, что исполнение или неисполнение контрагентами обязательств по оплате импортных товаров не регламентируется налоговым законодательством.

4. Малая среднесписочная численность работников общества, минимальный размер уставного капитала, отсутствие ликвидного имущества на балансе общества. При этом судьи также возражают налоговикам, указывая, что данные обстоятельства не могут быть основанием для отказа в вычете НДС, так как это не предусмотрено российскими законами.

5. На день принятия решения ИФНС об отказе в вычете налога от таможни не поступили сведения, подтверждающие факт уплаты обществом сумм НДС при ввозе товаров на территорию РФ. Однако ответ таможни на запрос инспекции не имеет правового значения в рамках применения норм НК РФ о налоговых вычетах. Поэтому такую причину отказа контролеров можно оспаривать в суде.

6. У организации отсутствуют товаросопроводительные документы (коносаменты, CMR), подтверждающие факт получения импортного товара.

7. Принятие импортируемых товаров на учет произведено без оформления актов о приемке товаров (ТОРГ 1). Однако арбитры считают, что подтверждением ввоза товара является ГТД, а не акт приемки товаров.

8. Непредставление организацией документов, подтверждающих наличие собственных или арендуемых складских помещений. ИФНС считает, что в таком случае фирма не подтвердила факт получения и оприходования импортируемого товара. Это положение является очень спорным, т. к. право импортера на применение налоговых вычетов не зависит от наличия у него складских помещений.

Н. Базалей

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.