Реклама в СМИ

Реклама в СМИ

10.11.2008 распечатать

В современных условиях продвижение той или иной продукции немыслимо без рекламы. Средства массовой информации являются мощным инструментом в рекламном бизнесе. В статье мы расскажем, как учесть в бухгалтерском и налоговом учете расходы по рекламе в СМИ...

Реклама в СМИ — это реклама в периодических печатных изданиях, радио-, теле-, видеопрограммах, кинохроникальной программе, иной форме периодического распространения массовой информации.

В свою очередь, периодическим печатным изданием признаются газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. Радио-, теле-, видео-, кинохроникальные программы — это совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющих постоянное название и выходящих в свет (в эфир) тоже не реже одного раза в год (ст. 2 Закона от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»).

Что принимаем в расходы?

Расходы на рекламу в средствах массовой информации относятся к ненормируемым расходам (п. 4 ст. 264 НК РФ), поэтому они учитываются для целей налогообложения прибыли в размере фактических затрат.

Статьи, интервью, комментарии, которые способствуют повышению интереса к самой организации либо к производимым (реализуемым) ею товарам (работам, услугам), относятся к рекламе. Следовательно, понесенные расходы учитываются в полном объеме (письма Минфина России от 21 декабря 2006 г. № 03-03-04/1/850, от 23 сентября 2004 г. № 03-03-01-04/2/15).

Учет расходов по рекламе в СМИ наиболее рационально признавать в течение всего срока действия рекламы, то есть пока реклама будет выходить в эфир. К примеру, заказан рекламный ролик на три месяца, тогда и списать его стоимость на расходы можно в течение этих трех месяцев (п. 1 ст. 272 НК РФ).

В бухгалтерском учете расходы на рекламу признаются как расходы по обычным видам деятельности в составе коммерческих расходов. Отражаются такие расходы по дебету счета 44 «Расходы на продажу» (п. 5, 7 ПБУ 10/99). Для того чтобы избежать возникновения временных разниц по ПБУ 18/02, лучше признавать такие расходы в том же порядке, что и в налоговом учете (единовременно либо в течение срока выхода рекламы).

Если фирма признает расходы в течение срока выхода рекламы, то затраты сначала собираются на счете 97 «Расходы будущих периодов» или учитываются как аванс на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Далее они списываются на текущие расходы. В отчете о прибылях и убытках расходы на рекламу текущего отчетного периода показываются по строке «Коммерческие расходы».

это важно

Расходы на рекламу в СМИ учитываются для целей налогообложения прибыли в размере фактических затрат.

Расходы на публикации объявлений

Учет затрат на публикации объявлений в СМИ в целях налогообложения зависит от содержания данных объявлений. Например, если фирма разместит в газете объявление о проведении праздника по случаю юбилея ее деятельности, то затраты на размещение такого объявления для целей налогообложения прибыли учитываться не будут. Связано это с тем, что они не удовлетворяют критерию статьи 252 Налогового кодекса, то есть отсутствует связь с деятельностью, направленной на получение дохода.

Если фирма размещает в газете объявление о приглашении на работу, то затраты на размещение объявления можно учесть при исчислении налога на прибыль в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса (письмо Минфина России от 28 марта 2003 г. № 04-02-05/2/10).

внимание

Чтобы не возникли временные разницы по ПБУ 18/02, расходы в налоговом учете необходимо признавать так же, как в бухгалтерском.

Реклама через посредника

Рассмотрим ситуацию, когда фирма заказывает рекламу в СМИ через рекламное агентство. В этом случае в состав ненормируемых расходов на рекламу включаются как стоимость размещения рекламы, так и расходы на уплату посреднического (агентского) вознаграждения (письмо УМНС по городу Москве от 26 февраля 2003 г. № 26-12/12101).

При этом фирма-заказчик должна получить от посредника комплект первичных документов, которые подтверждают факт размещения рекламы. Имейте в виду, что для документального подтверждения рекламных расходов одного акта, подписанного организацией и рекламным агентством, будет недостаточно. В связи с этим рекламное агентство должно представить организации документы, подтверждающие размещение рекламы.

При размещении рекламы на телевидении или радио такими документами могут быть эфирные справки, в печатных СМИ — экземпляры газет (журналов), в которых была размещена реклама, в Интернете — акты, подписанные рекламным агентством и организациями, непосредственно оказавшими соответствующие услуги.

При отсутствии подтверждающих документов понесенные расходы вряд ли удастся отстоять в суде (постановление ФАС Северо-Западного округа от 13 апреля 2007 г. по делу № А56-4088/2006 и от 11 апреля 2007 г. по делу № А56-27762/2004).

Что касается расходов на опубликование разъяснений специалистов организации о ее деятельности, то, по мнению Минфина России, они уменьшают прибыль (письмо от 23 сентября 2004 г. № 03-03-01-04/2/15). Также учитываются при налогообложении расходы на публикации статей о руководителе организации (постановление ФАС Уральского округа от 19 января 2007 г. по делу № Ф09-4979/06-С3).

Финансисты разъясняют

Спорный момент возник в вопросе, связанном с проставлением отметки «Реклама» («На правах рекламы») при размещении информации в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера.

Финансисты в письмах Минфина России от 27 июня 2007 г. № 03-03-06/1/418, от 31 января 2006 г. № 03-03-04/1/66, от 5 сентября 2006 г. № 03-03-04/2/201 отмечают, что без такой пометки размещенная информация не признается рекламным сообщением. Следовательно, такие расходы для целей налогообложения прибыли учитываться не должны. Однако в письме Минфина России от 21 декабря 2006 г. № 03-03-04/1/850 о подобной пометке ничего не говорится.

Мнение финансового ведомства оспоримо, поскольку оно не основано на нормах главы 25 Налогового кодекса. Что же высказывают по этому поводу служители фемиды?

Мнение судей

Арбитражные суды поддерживают сторону налогоплательщиков. К примеру, в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 мая 2006 г. № А33-25404/05-Ф02-1873/06-С1 по делу № А33-25404/05, ФАС Северо-Западного округа от 3 апреля 2007 г. по делу № А05-8063/2006-13 говорится, что отсутствие указания на рекламный характер информации при наличии признаков рекламы не лишает налогоплательщика права учесть данные затраты в качестве расходов на рекламу.

По мнению судей пометки «На правах рекламы» или «Реклама» не влияют на обоснованность расходов и выявление их рекламного характера относительно деятельности налогоплательщика (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2007 г. № 09АП-12635/2007-АК по делу № А40-50906/06-117-310).

Однако даже если налоговики отстоят свою позицию, то такие расходы можно учесть в составе прочих затрат, связанных с производством и реализацией, поскольку оспорить их связь с основной деятельностью и направленностью на получение дохода у налоговиков вряд ли получится.

Е. Бодиева, эксперт «ПБ»

бератор «Юрист на предприятии»

К размещению рекламы в СМИ существуют определенные требования, установленные статьями 14-16 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

Например, прерывание телепрограммы или телепередачи (радиопрограммы или радиопередачи) для демонстрации рекламы должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.

Определенные требования существуют к рекламе в качестве «бегущей строки» или иным способам ее наложения на кадр в транслируемой телепрограмме. Реклама в этом случае не должна:

  • занимать более чем 7 процентов площади кадра;
  • накладываться на субтитры, а также надписи разъясняющего характера.

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...