Хочу все знать!

Хочу все знать!

01.11.2008 распечатать

Перспектива наблюдения фискальных органов за банковскими операциями вряд ли может прийтись по душе налогоплательщикам. Однако в ряде случаев инспекторы все-таки имеют право получить доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну.

Запретный плод

Сведения, составляющие банковскую тайну, безоговорочно представляются только самим фирмам-клиентам или их же представителям (ст. 857 ГК РФ). Существует и другая категория тех, кто может заинтересоваться такими данными — это отдельные госструктуры, в том числе и налоговики. Но чиновники могут ознакомиться с банковской информацией фирмы только в строго определенном законом порядке и случаях.

Во-первых, банки обязаны выдавать инспекторам справки по операциям и счетам компаний, в порядке, который определяется законодательством в течение пяти дней после мотивированного запроса (ст. 86 НК РФ).

Во-вторых, чиновники вправе требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) о списании со счетов сумм налогов, пеней и штрафов (пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ).

И, наконец, если налоговики захотят ознакомиться с некоторыми документами, то сделать это можно только в процессе проведения встречной проверки кредитной организации.

из истории вопроса

Правителями стран в различные эпохи создавались специальные законы, защищавшие интересы производителей, их хозяев и государств от возможной утечки секретов. Например, в Древнем Риме был принят закон, предусматривавший наказание в виде штрафа (который был равен удвоенной величине причиненных убытков) за принуждение чужих рабов к выдаче тайн своего хозяина. В античном мире родилась идея вести торговые книги, тайна которых являлась разновидностью коммерческой тайны. Промышленники, торговцы и банкиры обязаны были вести такие книги, отражавшие их деятельность и материальное положение. Это гарантировало защиту тайны на законном основании. Данные торговых книг могли быть сообщены только для целей правосудия, по фискальным соображениям (для уточнения налогов), по делам о наследовании имущества, в случаях прекращения существования товарищества или наступления банкротства.

На «нет» и информации нет

Итак, мы перечислили те условия, при исполнении которых испекторы могут рассчитывать на сотрудничество банков. На первый взгляд вроде бы все несложно, однако на практике часто возникают проблемы.

Налоговики решили сами разъяснить порядок направления мотивированных запросов в адрес кредитных организаций. В письме № 24-2-02/410 от 27 мая 2004 г. они уточнили, что при отсутствии в данном документе внятных пояснений, почему и для чего необходимо ознакомиться с закрытой для них информацией, равно как если эти пояснения не будут на взгляд сотрудников банка достаточно четкими, запрос можно не исполнять. Кроме того, чиновники обязали себя указывать конкретный период, за который запрашивается информация.

Однако, несмотря на старания высокопоставленных чиновников собственного министерства, просить так, чтобы не смогли отказать, налоговики не научились до сих пор. Например, по сей день в мотивировочной части запроса инспекторы умудряются указать лишь то, что информация им требуется для проведения неких «мероприятий налогового контроля». При этом, они не отмечают каким же образом эти «мероприятия» касаются клиента банка, информацию о котором желают получить фискалы. Естественно, что служащие кредитной организации признают подобные запросы некорректными. И, воспользовавшись указаниями Конституционного суда (Определение от 14 декабря 2004 г. № 453-О), отказывают инспекторам в требовании (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2008 г. по делу № А56-36622/2007; постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 апреля 2006 г. по делу № КА-А40/2418-06).

Справки и документы

Но если налоговикам все-таки удалось составить мотивированный запрос, который устроит видавших виды банковских служащих, то в большинстве случаев последние выдадут так называемую справку. В настоящее время в таком документе может быть изложена информация о наличии счетов в банке у организации, либо об остатках денежных средств на счетах компании, либо выписка по операциям на счете редприятия. Кроме того, в справке клерки укажут наименование своего банка, реквизиты инспекции, приславшей запрос и данные самого запроса, а также название, ИНН и КПП предприятия, в отношении которого выдается справка (Приказ Федеральной налоговой службы от 30 марта 2007 г. № ММ-3-06/178@ «Об утверждении Порядка представления банками информации о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, об операциях над ними по запросам налоговых органов и соответствующих форм справок и выписки»).

Таким образом, все остальные сведения автоматически приравниваются к «документам» и на основании запроса, пусть даже мотивированного, выданы быть не могут. Например, если инспекторы изъявят желание увидеть расчетно-платежные документы какого-либо предприятия, чиновники имеют все шансы получить отказ (Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 июня 2005 года по делу № Ф04-2675/2005(10886-А75-23)). Не могут быть приравнены к справкам и бумаги (документы), на основании которых совершены записи по операциям и счетам предприятия (ФАС Уральского округа от 26 мая 2005 года по делу № Ф09-2265/05-С7 и от 30 мая 2005 г. № Ф09-2264/05-С7).

ссылка на закон

Банк гарантирует тайну счета вклада, операций по счету и сведений о клиенте.

Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях в порядке, которые предусмотрены законом.
(ст. 857 ГК РФ)

Потребовал — передай другому

Информация, относящаяся к банковской тайне, может стать известной третьему лицу также в случае уступки требования банка о взыскании с клиента — должника суммы займа и начисленных процентов (даже если новый кредитор не является кредитной организацией). В такой ситуации тоже возникает ряд противоречий. Ведь новый кредитор (не банк) вместе со всеми правами и обязанностями приобретает и право на получение сведений, составляющих банковскую тайну заемщика. А вот обязанность охраны этой информации у него отсутствует. Обратите внимание — по этой причине договоры цессии иногда даже признают ничтожными, как нарушающие гарантированные права клиента.

В заключение хотелось бы развеять распространенный миф. Среди клиентов банков бытует мнение, что при передаче прав требования другой кредитной компании большое значение имеет «личность» нового кредитора. Чаще всего это не так, и уповать на то, что арбитражные судьи (если до этого дойдет) примут во внимание репутацию, состав правления и рассмотрят основные сферы деятельности новой фирмы-кредитора, не стоит (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 февраля 2001 г. по делу № Ф08-108/2001, Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 марта 2005 г. № КГ-А40/1704-05).

Преступление и наказание

Если, не смотря на все запреты и ограничения, банк поделится с кем-то сведениями, составляющими банковскую тайну фирмы-клиента, кредитную организацию ждут три вида ответственности:

Уголовная ответственность
п. 1 ст. 183
собирание сведений, составляющих банковскую тайну путем похищения документов, подкупа или угроз, или другим незаконным способом
штраф до 80 000 руб., либо лишение свободы на срок до двух лет
п. 2. ст. 183
незаконные разглашение или использование, сведений, составляющих банковскую тайну, сотрудниками кредитной организации
штраф до 120 000 руб. с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишение свободы на срок до трех лет
п. 3 ст. 183
незаконные разглашение или использование, сведений, составляющих банковскую тайну, сотрудниками кредитной организации, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности
штраф до 240 000 руб. с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишение свободы на срок до пяти лет
п. 4 ст. 183
незаконные разглашение или использование сведений, составляющих банковскую тайну, сотрудниками кредитной организации, повлекшие тяжкие последствия
лишение свободы на срок до десяти лет
Гражданско-правовая ответственность
п. 3 ст. 857
разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну
клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения убытков
п. 1 ст. 1064
вред, причиненный имуществу юридического лица
подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред
абз. 10 ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности
лицо, которому банк на законных основаниях передает информацию, отнесенную к банковской тайне, не связано обязанностью хранить собственную профессиональную тайну
возмещение ущерба
Административная ответственность
ст. 13.14
ответственность наступает за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность)
наказание в виде административного штрафа (до 1000 рублей) со служащего банка, который получил доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей

А. Будневич

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.