Спички фирмам не игрушка

Спички фирмам не игрушка

01.11.2008

Остались считанные дни до того момента, как депутаты возобновят кропотливый труд над принятием новых законопроектов. Казалось бы, никаких сюрпризов быть не должно. Однако некоторые инициативы народных избранников сулят обратное. В частности, навряд ли кого-то из бизнесменов порадует проект документа, призванного регулировать пожарный контроль на предприятиях. В проблемах, возможных после его одобрения, разбирался корреспондент «Московского бухгалтера».

Хотели как лучше...

На протяжении нескольких месяцев представители средств массовой информации смаковали подробности тех или иных благих заявлений нового руководства страны. Общим лозунгом для него был — «облегчим жизнь малого и среднего бизнеса!» В этот период звучали предложения уменьшить количество налоговых проверок для малых предприятий и сократить число административных барьеров. А уж про борьбу с коррупцией не говорил разве что ленивый. И о том, что эта проблема сдвинулась с мертвой точки, свидетельствует ряд громких уголовных дел, прокатившихся по стране.

Правда, мрачных красок в картину общего благополучия может добавить ряд документов, которые в самое ближайшее время рассмотрят депутаты Госдумы. В частности, речь идет о документе, призванном регулировать пожарный контроль на предприятиях. Нововведение может позволить пожарным инспекторам проверять компании неограниченное количество раз. Напомним, что сейчас по закону пожарные контролеры могут посещать фирмы с проверкой не чаще, чем один раз в год, и приостанавливать их деятельность не более, чем на 90 дней. Казалось бы, этого вполне достаточно, чтобы убедиться в безопасности работы организации. Тем более что данный вид контроля далеко не единственный: ведомств, имеющих право проводить ревизии в компаниях — десятки. Однако авторы нового документа утверждают, что многие фирмы, несмотря на наложенные на них обязательства исправить выявленные нарушения, продолжают работать как ни в чем не бывало. И именно поэтому родилось предложение постоянно контролировать деятельность фирм на предмет пожарной безопасности.

С одной стороны, инициатива властей вполне логична: раз есть такого рода «уклонисты», значит, есть и смысл ужесточать меры для поддержания порядка. Однако не стоит закрывать глаза и на то, что новый документ может создать почву для злоупотреблений в рядах пожарных инспекторов. Своими мыслями на этот счет поделилась Ольга Мишина, бухгалтер одной из столичных компаний:

— Где гарантия того, что с момента принятия этого документа на фирмы не посыпятся бесконечные внеплановые проверки? Ведь закон будет разрешать подобные действия. На мой взгляд, такое ужесточение правил не вполне оправданно. Сегодня многие компании работают, так сказать, «по-белому». И касается это не только бухгалтерии, но и всех других правил, прописанных в законах.

Свою коллегу поддержал и финансовый директор Иван Костин:

— Мне кажется, наши законодатели не совсем понимают всю серьезность того, что может последовать за принятием такого документа. Ведь не секрет, что проверки, которые проводят органы пожарной безопасности, для нас одни из самых тяжелых. Взять хотя бы то, что приостановить работу предприятия контролеры могут без постановления суда, например за несоблюдение пожарной безопасности. А если пожарным еще и разрешить посещать компании с внеплановыми проверками, тогда получится не работа, а сплошная борьба за выживание. Нарушения всегда найдутся, на любом предприятии. Способствует этому, на мой взгляд, и нормативная база, регулирующая правила пожарной безопасности, которая настолько запутана и сумбурна, что мало кто из предпринимателей в состоянии отыскать необходимую ему норму и неуклонно ей следовать.

Высказанные замечания вполне понятны и имеют право на жизнь. Понимают это и законодатели. Ответом на многие озвученные вопросы стал «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», принятый накануне. Этот документ, по заверению разработчиков, вносит ясность в нормативную базу, регулирующую пожарную безопасность, а также вводит некоторые новшества. Но обо всем по порядку.

Ворох бумаг

Действительно, разобраться в перечне документов, регулирующих правила пожарной безопасности, мягко говоря, непросто. Да и само применение понятия «правила пожарной безопасности» сегодня очень затруднено. Дело в том, что все эти правила разбросаны по многочисленным нормативным актам. К примеру, помимо федеральных и региональных законов, существует еще масса стандартов, норм, инструкций и иных документов, регулирующих проведение подобных ревизий. Не запутаться в таком количестве документов очень сложно. А это, безусловно, чревато последствиями. Ведь административную и уголовную ответственность за несоблюдение законодательных норм никто не отменял.

Во спасение ситуации были приняты два важных документа, призванных собрать воедино все необходимые для регулирования работы фирм нормы. Это «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», утвержденный законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ, и закон от 22 июля 2008 г. № 137-ФЗ, внесший поправки в действующий Закон «О пожарной безопасности».

Первый документ, который вступает в силу по истечение девять месяцев со дня официального опубликования закона № 123-ФЗ, определяет общие принципы технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимальные обязательные требования пожарной безопасности к продукции общего назначения, пожарно-технической продукции, а также к зданиям, сооружениям и производственным объектам. Не включенные в регламент требования не являются обязательными.

Согласно нововведению, с момента вступления его в силу собственник объекта защиты сможет выбирать условия обеспечения пожарной безопасности. Также документ прописывает, для кого положения регламента обязательны: при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении,

изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты; при разработке техдокументации на эти объекты. При этом нормы документа не будут распространяться на уже существующие здания, сооружения, строения, спроектированные и построенные в соответствии со старыми требованиями пожарной безопасности. Однако если дальнейшая эксплуатация таких объектов приводит к угрозе жизни или здоровью людей из-за возможного возникновения пожара, то их владельцы обязаны будут привести свои объекты в соответствие с регламентом.

Согласно документу, компании, являющиеся собственниками зданий, сооружений, строений и производственных объектов, до ввода таковых в эксплуатацию должны будут представлять в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности. Для обоснования пожарной безопасности пожарно-технической продукции и продукции общего назначения декларация не нужна. Также не требуется декларация для объектов индивидуального жилищного строительства высотой не более трех этажей. При этом если объект на момент вступления в силу документа уже эксплуатируется, дается отсрочка по подаче соответствующей декларации — год после дня вступления регламента в силу.

Помимо вышеизложенных правил, в этом документе предусмотрено социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе непосредственно в борьбе с пожарами.

Официальные данные

По сообщению МЧС, в 2007 году оперативная обстановка с пожарами в Российской Федерации по сравнению с аналогичным периодом 2006 года характеризовалась следующими основными показателями:

  • зарегистрировано 211 163 пожара;
  • погибли 15 924 человека, в том числе 597 детей;
  • получили травмы 13 646 человек;
  • прямой материальный ущерб составил 8 551 200 000 рублей.

В прошлом году на территории страны в среднем ежедневно происходило 579 пожаров, при которых погибало 44 человека и 37 человек получали травмы. В частности, огнем уничтожалось 160 строений в сутки. Ежедневный материальный ущерб составлял 23 400 000 рублей.

При этом было отмечено снижение количества пожаров, зарегистрированных на всех основных видах объектов: производственных зданиях; складах и базах производственных предприятий и торговых помещениях; зданиях общественного назначения; сельскохозяйственных объектах, в том числе животноводческих помещениях, в жилом секторе (кроме строящихся объектов, где отмечен рост количества пожаров).

В 2007 году в результате неосторожного обращения с огнем произошло 44,2% пожаров, которые причинили 22,1% материального ущерба. Нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования стало причиной каждого пятого пожара (19,3%), а доля ущерба от них составила 25%.

Платный контроль

Другой документ, вносящий изменения в Закон «О пожарной безопасности», призван повысить уровень защищенности от

пожаров важнейших объектов экономики

и обеспечить создание единой системы организации пожаротушения на промышленных объектах силами федеральной противопожарной службы. В первую очередь речь идет об объектах нефтяного и газового комплексов, других крупных промышленных предприятий, составляющих основу экономического потенциала страны.

Суть документа сводится к тому, что в ближайшем будущем будут созданы группировки пожарных, которые станут охранять вышеуказанные объекты. Работать они будут на договорной основе. По словам заместителя главы МЧС Владимира Пучкова, на первом этапе, в 2009 году, договорные подразделения организуются на объектах нефтяного и газового комплексов. Их численность составит до 16 тысяч человек. На втором — в 2010 году — такие подразделения появятся на федеральных казенных предприятиях, объектах энергетики, предприятиях машиностроения, авиастроения. К этому времени их численность дойдет до 36 тысяч человек. На третьем этапе, по словам замглавы МЧС, договорные подразделения возьмут под охрану остальные важные для национальной безопасности страны организации и особо пожароопасные объекты. При этом общая численность договорных подразделений ФПС может составить около 60 тысяч человек. Владимир Пучков отметил, что по сравнению с государственным, любой другой вид пожарной охраны, который может выбрать собственник объекта, обойдется ему дороже:

— Стоимость пожарной охраны включает в себя затраты на подготовку кадров, закупку техники, оснащения. Как правило, затраты коммерсантов на содержание своих подразделений пожарной охраны на 20-30 процентов выше, чем на содержание федеральной пожарной охраны.

Кроме того, еще планируется принять ряд подзаконных актов. В частности, будет уточнена структура федеральной противопожарной службы с учетом договорных подразделений. Будут утверждены порядок проведения работ и оказания услуг платными пожарными, а также критерии отбора производственных объектов, на которых пожарная охрана осуществляется договорными подразделениями.

Юлия Кузьмина

Штрафы как способ борьбы с огнем

На фоне общего ужесточения правил пожарной безопасности увеличатся и штрафы за несоблюдение предписанных норм. Об этом сообщил главный госинспектор по пожарному надзору Москвы Сергей Аникеев. Причем штрафы за подобные нарушения должны быть значительно выше ныне действующих, уверен чиновник:

— Сегодня мало кого пугают штрафы в размере от 1–2 тысяч рублей для граждан до 10–20 тысяч для организаций. О проекте поправок в Кодекс об административных правонарушениях с целью исправить положение в МЧС говорят давно, но пока власти не могут окончательно сойтись в цене вопроса. Однако штрафы вырастут в разы — вплоть до 500 тысяч рублей за нарушение правил пожарной безопасности.

Причем, по официальной информации МЧС России, бить рублем есть кого. Так, в этом году в результате проверок обнаружено уже 700 столичных объектов, находящихся в пожароопасном состоянии. Из них особо выделяются 49 построек, попавших в опубликованный несколько дней назад московским управлением МЧС «черный список».

Перечень построек, признанных «огнеопасными», оказался достаточно обширным. Здесь и образование (например, университет «Станкин», МГТУ имени М.А. Шолохова, центр международного образования МГУ имени М.В. Ломоносова), и медицина (в том числе госучреждение «Медико-санитарная часть № 51»). В списке также четыре общежития, два из которых — на улице Народного Ополчения и на улице Исаковского — принадлежат ГУП «Жилищник-1».

Есть несколько учреждений культуры, например ДК «Патриот» на Большой Академической улице; ночные, спортивные и прочие клубы, немало кафе, магазинов и складов.

Причем значительное число нарушителей — представители малого и среднего бизнеса. Их-то и намереваются бить рублем. Причем, возможно, не только в виде повышенных штрафов. Не так давно Сергей Аникеев заявил, что для столичных предпринимателей может быть введено обязательное страхование от пожаров: работа над соответствующим законопроектом уже ведется.

А вот для небоскребов, исторических особняков и метро решили изменить правила пожарной безопасности — поправки вступают в силу с 1 июля 2008 года. Логика здесь есть: вспомним планы массового строительства небоскребов по программе «Новое кольцо Москвы», неоднократные пожары в исторических памятниках, ветшающие инженерные коммуникации метрополитена. Другое дело, что новые правила фиксируют посыл «помоги себе сам». Например, в метро помимо замены кабелей на новые, более безопасные, должны появиться системы автоматического пожаротушения. А для высоток, пояснил Аникеев, речь идет в первую очередь о «начинке» здания — разработаны нормативы внутренних систем пожаротушения, внутренних пожарных водопроводов, пожарных лестниц, лифтов и др. Как правило, эти нормы и сейчас закладываются на этапе проектирования с учетом западного опыта. Более того, при проектировании районов высотных зданий должны привлекаться представители МЧС — то есть определенный контроль пожарные осуществляют. Другой вопрос: что делать, если пожар в небоскребе все-таки возник. В столице не хватает пожарных депо. Неудивительно, что в столичном управлении МЧС считают нужным привлечь для охраны высоток частные пожарные команды — их статус был прописан в недавно принятом городском Законе «О пожарной безопасности».

Источник: МЧС Российской Федерации (www.mchs.gov.ru).

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное