Битва титанов

Битва титанов

24.10.2008 распечатать

Работать в команде зачастую не так уж легко. Людям свойственны разные личностные предпочтения, интересы, и они нередко вступают в конфликты, отстаивая их. Самое главное для сотрудника при этом — не потерять голову и не навредить своей фирме.

Свои и чужие

Причины возникновения конфликтов внутри крупной компании давно исследованы и подробно описаны в соответствующей литературе. Несть числа и самым разнообразным способам их решений, которые неоднократно предлагались и до сих пор предлагаются многочисленными экспертами. Однако вопрос о том, как распознать конфликт на начальной стадии и принять необходимые меры по его предотвращению, по-прежнему остается открытым.

В сущности, речь идет о том, как своевременно опознать первые симптомы внутрикорпоративной войны. Сделать это зачастую непросто. Сотрудники разных отделов могут работать в разных офисах, и начальство при этом просто не в состоянии отследить, как развиваются их личностные взаимоотношения.

Что касается типов противостояний, то сегодня в крупных корпорациях одним из наиболее распространенных конфликтов можно считать так называемую «войну за ресурсы». Проще говоря, это борьба между разными отделами за доминирующее положение в компании.

Столкновение противоборствующих сторон может носить системный характер, угрожая напрямую внутрикорпоративным интересам. При этом, если речь идет о биполярном столкновении, противники могут собирать вокруг себя сторонников, тем самым усугубляя положение дел.

Также распространены единичные столкновения, основанные на эмоциональной составляющей. То есть друг с другом конфликтуют отдельные сотрудники, которые, что называется, «не сошлись характерами». Подобные стычки менее опасны, нежели масштабные конфликты интересов.

Самым опасным является первый тип конфронтации, поскольку он может стать фундаментом для более серьезных последствий.

Стандартные схемы

Как правило, отношения между персоналом развиваются по двум самым распространенным схемам. Первая — дружеская. Коллектив разбивается на микрогруппы друзей численностью два-три человека, которых объединяет общность интересов, возраст и социальное положение. Они держатся друг за друга, что помогает в решении деловых задач.

Другая и, к сожалению, весьма распространенная схема отношений — офисные войны. Основная причина их возникновения — борьба сотрудников за ресурсы: карьерный рост, премии, удобные рабочие места, современную технику. Кроме того, большую роль играет и чисто психологический фактор — стремление повысить свою самооценку. Яркий пример тому — ситуация, когда менеджер, используя мнимые мотивы, пытается возложить на себя дополнительные полномочия. Делается это просто для того, чтобы почувствовать себя важным и нужным для организации человеком. В любом случае, если офисная война развязана, начинаются вполне реальные боевые действия.

Интересно отметить, что баталии ведутся не только между конкурирующими сотрудниками, но и между начальником и подчиненным. Если руководитель не может просто так уволить не понравившегося ему сотрудника, то у босса всегда остается возможность выжить подчиненного с помощью непосильных заданий, грубого отношения или простого пренебрежения.

Однако и подчиненный может нанести шефу решительный удар. Так, известен пример, когда в одной крупной компании сотрудники решили, что они легко могут обойтись без коммерческого директора, тем более что отношения с коллективом у него сложились не самые лучшие. В течение полугода то один, то другой служащий в разговоре с главой компании вскользь бросал обвинительные фразы в адрес директора. В конце концов, хозяин фирмы «созрел» и вскоре нашел формальный повод попросить неугодного сотрудника написать заявление «по собственному желанию».

Эксперты зачастую расходятся в оценке офисных войн. С одной стороны, благоприятный микроклимат в коллективе — это всегда лучше. А если сотрудники по-настоящему втянутся в затяжные офисные баталии, то производительность труда резко снизится. Их головы будут забиты не делами, а конфликтами и мелкими пакостями, которые нужно всенепременно учинить своему сопернику.

С другой стороны, внутрикорпоративная война способна стимулировать внимательность и собранность каждого отдельного сотрудника, формировать в коллективе здоровую конкуренцию и тем самым повышать производительность труда.

Исследования психологов и наблюдения менеджеров по персоналу показывают, что отношения между работниками напрямую влияют на финансовые показатели фирмы.

Это опасно

Противостояние разных отделов внутри одной фирмы кроет в себе скрытые и явные угрозы.

Прежде всего, речь идет о нарушении баланса, который должен быть в любой организации. Начавшийся в среде подчиненных переполох может спровоцировать кризис руководящего состава. Дело в том, что разлад в коллективе зачастую говорит о неспособности начальника установить четкий контроль над подчиненными. В таком случае руководитель теряет свой авторитет, а вслед за этим фирма может погрузиться в хаос.

Кроме того, известно, что чем больше сотрудники фирмы отвлекаются на внешние факторы, тем меньше производительность труда. То есть любая конфронтация замедляет темпы работы, что сказывается на успешности организации.

Как отмечают многие эксперты, чаще всего боссам не удается избежать пагубного действия внутрикорпоративных войн, а нередко им приходится и самим ввязываться в конфронтацию. К сожалению, это часто заканчивается плачевно для всех.

В системе бухгалтерии

В любой фирме работа бухгалтерии во многом определяет внутрикорпоративную политику. То, насколько сотрудники довольны своей заработной платой и тем, насколько своевременно она выдается, часто предопределяет их отношение, как к своим задачам, так и к деятельности компании в целом.

Именно поэтому очень важно, чтобы работники бухгалтерии ни в коем случае не становились участниками корпоративных войн или их жертвами. Впрочем, такое развитие событий можно предупредить. Например, многие эксперты советуют следующее — постарайтесь организовать работу сотрудников таким образом, чтобы они не имели близких контактов с остальными отделами. В таком случае личностные взаимоотношения не будут играть принципиальной роли в рабочем процессе.

Основная задача главного бухгалтера — это установить четкий порядок в своем отделе. При этом важно не переусердствовать, так как психологическое давление на подчиненных тоже может негативно сказаться на общей атмосфере в коллективе.

это надо знать

Зачастую большую роль в фирме играют «серые кардиналы». Это сотрудники, которые обладают скрытым влиянием на начальника, но не стремятся к лидерским позициям. Такие люди очень опасны. Оказывая давление на руководителя, они повышают свою самооценку.

Думаем о последствиях

Проблема личностных отношений между сотрудниками — один из важнейших моментов внутрикорпоративной политике в любой фирме. Понятно, что зачастую людям с разными характерами порой нелегко бывает договориться. И тогда ситуация может выйти из-под контроля.

Именно поэтому очень важно, чтобы руководство компании выработало некую систему этических норм, которые регулировали бы отношения между сотрудниками организации. В противном случае фирма рискует столкнуться с трудностями, способными спровоцировать серьезный кризис.

Вячеслав Таймазов

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.