Внедрение МСФО: проблемы и решения

Внедрение МСФО: проблемы и решения

27.10.2008

В настоящее время все большее число отечественных компаний начинают применять Международные стандарты финансовой отчетности. На конференции «МСФО в России: практика и перспективы перехода», организованной компанией Infor-Media Russia, эксперты не только проанализировали трудности внедрения «заморских» стандартов, но и наметили способы их преодоления.

Плюсы МСФО

Основным аргументом в пользу составления отчетности на основе МСФО, по мнению одного из докладчиков — партнера компании ФБК (PKF) Аскольда Бирина, является повышение конкурентоспособности организации, в том числе и на международном уровне. К тому же у «открытой» организации гораздо больше возможностей привлечь дополнительные источники финансирования, да и стоимость заемных средств будет существенно ниже.

По словам Бирина, отчетность по международным стандартам позволяет наиболее объективно оценивать и прогнозировать развитие предприятия, деятельность менеджмента и т. д., что, в свою очередь, дает возможность его руководителю принимать верные и взвешенные решения. Кстати говоря, по словам партнера ФБК, согласно результатам специального исследования, проводившегося в рамках проекта ТАСИС, представители профессионального сообщества считают одним из важнейших преимуществ перехода на МСФО именно улучшение качества управленческой информации.

В связи с этим, считает Бирин, компаниям, сетующим на дороговизну внедрения международных стандартов, стоит отнестись к такому шагу как к своеобразному инвестиционному проекту.

Внешний аудит

До недавнего времени для трансформации финансовой отчетности компании в соответствии с МСФО организации прибегали к помощи сторонних консультантов, констатирует руководитель отдела постановки на учет по МСФО компании «Бейкер Тили Русаудит» Евгения Бравичева. На первых порах это действительно было целесообразно. Специалистов, имеющих необходимую квалификацию в области МСФО, да еще и опыт работы по составлению отчетности, явно не хватало. Услуги их, конечно, дорого обходились фирмам, но это все равно в разы дешевле, чем по тем временам обошелся бы «штатный» эксперт того же уровня. Популярность такого способа во многом объясняется его очевидной простотой: консультант при подготовке отчетности изначально применяет все те суждения и подходы, которые он подтвердит и заверит в аудиторском заключении. Вместе с тем в мировой практике, по словам Бравичевой, наиболее качественной, но при этом и наиболее затратной считается трансформация отчетности с помощью внешнего консультанта, приглашенного для подготовки отчетности, и еще одного консультанта, который эту отчетность «проаудирует». Привлечение же одного и того же специалиста на роль составителя отчетности и аудитора нежелательно, потому что в данном случае нарушается принцип независимости аудитора.

Однако сейчас многие компании поняли, что «простота» в данном случае очень обманчива. Среди отрицательных моментов сотрудничества с внешними консультантами можно отметить, в первую очередь, зависимость от аудитора в отношении стоимости услуг и сроков подготовки отчетности. Еще один существенный недостаток — отсутствие преемственности технологий от периода к периоду, что связано с постоянной сменой команд специалистов аудиторской фирмы, услугами которой пользуется та или иная компания.

Избавиться от подобных проблем, по словам Бравичевой, можно только если взять подготовку отчетности по МСФО в свои руки.

Пять шагов к успеху

Сразу оговоримся, что компания, которая решит проявить самостоятельность, может столкнуться с трудностями, связанными с формированием профессионального суждения аудитора. Поэтому, по мнению докладчицы, не стоит в один миг разрывать все связи с аудитором-трансформатором, который прежде готовил отчетность. На начальных этапах перехода он будет просто незаменимым помощником. В дальнейшем он также может пригодиться в качестве консультанта для высказывания своего профессионального суждения по некоторым вопросам, например в случае принятия сложных решений.

В целом же Бравичева выделила пять основных этапов постановки учета по МСФО. На первом необходимо провести подробный анализ корпоративной структуры и схемы финансово-хозяйственной деятельности группы. Например, собрать и обработать сведения о структурной схеме компании, ее правовом статусе, численности сотрудников, данные об объеме уставного капитала и операциях с ним, о кредитных договорах с банками и т. п.

Следующий этап — разработка методики трансформации и консолидации отчетности. При этом особое внимание уделяется единой учетной политике группы компании по международным стандартам. Весьма сложным в методическом отношении является составление корректировочных проводок, отражающих мотивированное суждение специалистов по оценке операций и интерпретации данных в учетном плане МСФО. Именно в этот момент помощь внешнего консультанта для «новичков» будет незаменима. Потребуется она и при приведении российского Плана счетов в соответствие с его «заморским» аналогом. Стоит отметить, что международные стандарты не предписывают придерживаться какой-либо строго определенной структуры для Плана счетов, а, следовательно, компания может разрабатывать вариант учета, что называется, под себя, в зависимости от вида своей деятельности. Кроме того, составляются шаблоны трансформационных и консолидационных таблиц, в которые должны заноситься показатели отечественной бухотчетности, корректировки и получаемые в результате данные отчетности по МСФО. Также создаются шаблоны числовых и текстовых примечаний к отчетности. Обобщающим же документом на втором этапе постановки учета становится технология подготовки отчетности.

После определения данных методик следует провести трансформацию и консолидацию отчетности для первого применения международных стандартов — в основном своими силами, но при том же чутком руководстве консультанта. В этом случае он будет выступать в качестве ревизора тех данных, которые получены сотрудниками компании, ответственными за составление отчетности.

Говоря об автоматизации процессов трансформации и консолидации, Бравичева отметила, что в настоящее время существует несколько вариантов недорогого специализированного софта. Преимущества от использования подобных программных продуктов, в отличие, например, от MS Excel, по словам докладчицы, очевидны: это, в первую очередь, упрощение консолидации и сверки внутригрупповых оборотов. При этом можно получать необходимую информацию в различных срезах и с разной степенью детализации.

На четвертом этапе необходимо провести обучение ответственных за составление отчетности сотрудников технике трансформации и консолидации. Весь дальнейший процесс подготовки первой МСФО-отчетности сопровождает консультирующий аудитор. Однако уже в следующем периоде, уверяет Бравичева, компания может смело отказаться от сторонних услуг и полностью перейти к самостоятельному формированию отчетности.

Е. Уйменова, корреспондент «Федерального агентства финансовой информации»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA