Прозрачные связи

Прозрачные связи

21.10.2008

Постоянное развитие фирм, диверсификация их деятельности, а также их многосторонняя взаимная интеграция заставляют Министерство финансов в определенной степени ужесточать нормы существующих положений по бухгалтерскому учету. Об этом, в частности, свидетельствует принятое не так давно соглашение ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах».

Как все начиналось

Долгое время Минфин придерживался достаточно либеральной политики. Так, согласно статье 4 Закона от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» вплоть до 1999 года компаниям предписывалось лишь вести учет аффилированных лиц (физических или юридических лиц, которые участвуют в капитале этих организаций и могут оказать влияние на их деятельность). Причем данная обязанность лежала лишь на акционерных обществах. Учет велся в виде списка, где содержались сведения:

  • о названии и месте нахождения аффилированного лица;
  • об основании, в силу которого лицо являлось аффилированным;
  • о дате наступления этого основания.

Такой порядок был утвержден Постановлением ФКЦБ от 30 сентября 1999 г. № 7 «О порядке ведения учета аффилированных лиц и представления информации об аффилированных лицах акционерных обществ».

В 2000 году в целях исполнения программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, на базе МСФО № 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах» было разработано и уверждено ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах» (Приказ Минфина от 13 января 2000 г. № 5н). Данное положение должны были использовать акционерные общества за исключением кредитных организаций и субъектов малого предпринимательства, определенных Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Кроме того, при составлении списка аффилированных лиц надо было учитывать исключения, отраженные в п. 9 ПБУ 11/2000.

Итак, согласно требованиям принятого ПБУ, на подотчетные организации возлагалась необходимость раскрывать данные о любых операциях, сторонами которых выступают фирма и аффилированное лицо, связанные передачей каких-либо активов или обязательств (покупка либо продажа имущества, акций, долей, аренда имущества, выдача либо получение займов, предоставление гарантий и залогов и т. д.) В соответствии с новыми правилами, в состав предоставляемой фискалам информации входили описание характера взаимоотношений с аффилированным лицом, виды операций с его участием, объем сделок каждого вида, стоимостные показатели по незавершенным операциям на конец отчетного периода, а также использованные методы определения цен по каждому виду сделок. Причем, если над фирмой осуществлялся контроль другим лицом, то характер отношений между ними отражался в бухгалтерской отчетности независимо от наличия совместных операций. Если речь шла не о контроле, а о влиянии на деятельность, то при отсутствии сделок раздел об афилированных лицах в пояснительной записке к бухгалтерскому отчету мог отсутствовать.

Конечно, утвержденные требования ПБУ 11/2000 были больше, и в значительной степени соответствовали сложившейся обстановке, чем правила 1999 года, но прошло еще восемь лет, и они постепенно утратили свою актуальность. Вновь настало время перемен.

ПБУ 11/2008 — наши дни

Конечная цель реформ национальной бухгалтерской практики состоит не только в унификации систем бухгалтерского учета разных стран. Основная их задача — принять такие ПБУ, которые обеспечивали бы прозрачность предпринимательской деятельности и отражали реальную экономическую ситуацию. Это поможет пользователям бухгалтерской отчетности принимать верные, обоснованные решения.

Интерес к аффилированным лицам вызван именно их значительным влиянием на организацию, ее деятельность, а также вытекающими из этого последствиями (налоговыми, финансовыми и т. д.) Кроме того, заинтересованные в отчетности лица должны понимать, в какой степени результат хозяйственной деятельности зависит от работы персонала и разного рода сотрудничества, а в какой степени — от внешних факторов.

Итак, в результате всех трансформаций, корректировок и дополнений 29 апреля 2008 года взамен ПБУ 11/2000 бухгалтеры получили новое положение по бухучету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008). Документ выпущен на основе приказа Минфина от 29 апреля 2008 г. № 48н. Применяться новое положение будет лишь со следующего года, когда настанет время готовить годовую отчетность за 2008 год.

В ПБУ 11/2008, как и прежде, отражается порядок раскрытия информации об операциях, однако нормы стали несколько жестче, да и «подконтрольная» аудитория существенно расширилась. Исполнять требования нового положения должны все коммерческие организации, кроме кредитных учреждений и субъектов малого предпринимательства, которые не публикуют свою отчетность (п. 1, п. 3 ПБУ 11/2008). В случае подготовки отчетной документации для внутренних целей компании, для государственного статистического наблюдения, для предоставления ее кредиторам, и в других подобных случаях нормы ПБУ не нужно применять (п. 2 ПБУ 11/2008).

Несколько изменился перечень действий, признаваемых операциями между связанными сторонами. В частности, из него был исключен пункт о передаче результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а раздел, касающийся предоставления/получения гарантий и залогов, теперь предполагает все способы обеспечения обязательств, установленные ст. 329 ГК (п. 5 ПБУ 11/2008).

Кроме того, в принятом ПБУ 11/2008 более не фигурирует положение, разрешающее при определенных условиях не раскрывать информацию об операциях между аффилированными лицами. Ранее это было возможно, например, когда материнскому обществу принадлежало 100% уставного капитала дочерней организации, либо когда стороны входили в группу взаимосвязанных операций, а также в других случаях, регламентированных п. 9 ПБУ 11/2000.

Отображаем выплаты

Пункт 12 ПБУ 11/2008 устанавливает обязательный характер отражения следующих видов вознаграждений, выплачиваемых основному управленческому составу. Это — краткосрочные вознаграждения, то есть все выплаты, произведенные за отчетный период и в течение 12 месяцев после отчетной даты: оплата труда, начисленные на нее налоги, обязательные платежи в бюджеты и внебюджетные фонды, оплачиваемый отпуск, оплата лечения, медицинского обслуживания, коммунальных услуг и т. п., платежи в пользу основного управленческого персонала;

  • долгосрочные вознаграждения — выплаты, ожидаемые по истечении 12 месяцев после отчетной даты: вознаграждения по окончании трудовой деятельности;
  • вознаграждения в виде опционов эмитента, акций, паев, долей участия в уставном (складочном) капитале и выплаты на их основе;
  • иные долгосрочные вознаграждения.
«Связанные стороны» — кто они?

В самом названии ПБУ содержится загадочное понятие «связанные стороны». По своей сути оно мало чем отличается от «аффилированных сторон», то есть речь также идет о лицах — физических и юридических — способных оказывать влияние на деятельность фирмы. Однако понятие «связанные стороны» оказалось гораздо шире. Им охватываются и аффилированные лица, определяемые в соответствии с Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1, и стороны совместной деятельности в лице фирмы и индивидуального предпринимателя — несмотря на то, что порядок раскрытия этой информации достаточно подробно регулируется ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности». Здесь необходимо заметить, что наличие двух ПБУ, регулирующих одни и те же отношения, вовсе не обязывает бухгалтера дублировать информацию в разных разделах пояснительной записки. Также связанными сторонами считаются организация и негосударственный пенсионный фонд, действующий в интересах персонала этой организации или другой фирмы, которая, в свою очередь, является связанной стороной этой компании (п. 4 ПБУ 11/2008).

внимание

Из новой редакции ПБУ 11/2008 исключено положение, которое разрешало в некоторых случаях не раскрывать информацию об операциях между аффилированными лицами.

Новая информация о связанных сторонах

Сравнивая новое положение с ПБУ 11/2000, можно с уверенностью выделить ряд наиболее важных изменений. Прежде всего, в ПБУ 11/2008 четко прописано, каким образом возникает такой характер отношений между связанными сторонами, как «значительное влияние». Как следует из разъяснений, о значительном влиянии речь идет тогда, когда физическое/юридическое лицо может участвовать в принятии фирмой решений в силу участия в ее уставном (складочном) капитале, положений учредительных документов, заключенного соглашения, участия в наблюдательном совете и при других обстоятельствах, но не котролирует ее (п. 8 ПБУ 11/2008).

Изменился и состав информации, которую необходимо раскрывать. В частности, добавилась обязанность по отображению сведений, касающихся условий и сроков осуществления (завершения) расчетов по операциям, формы расчетов, величины образованных резервов по сомнительным долгам, величины списанной дебиторской задолженности и других долгов, недоступных к взысканию. В то же время отпала необходимость описывать использованные методы определения цен по каждому виду операций со связанными сторонами (п. 10 ПБУ 11/2008).

Кроме этого, п.11 нового положения обязывает работников учета компоновать информацию о связанных сторонах в определенных подпунктах раздела пояснительной записки. ПБУ установлен следующий состав таких групп: основные и дочерние общества (товарищества), преобладающие и зависимые организации, участники совместной деятельности, основной управляющий персонал фирмы, составляющей отчетность, и другие связанные стороны. Отметим, что нормы ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности» предполагали размещать соответствующую информацию в отдельном разделе пояснительной записки. Теперь четкое выделение подраздела об участниках совместной деятельности снимает вопрос о месте расположения этой информации (п. 14 в ПБУ 11/2008).

Новые требования по раскрытию информации об основном управляющем персонале организации, пожалуй, больше всего всколыхнули общественность. Теперь к такому персоналу относятся не только члены совета директоров (наблюдательного совета) или другого коллегиального органа управления, но и члены исполнительного коллегиального органа и лица, осуществляющие полномочия исполнительного единоличного органа, но и их заместители, а также руководители всех управленческих отделов. Иными словами, все те, кто отвечает за вопросы планирования, руководства и контроля над деятельностью фирмы (п. 11 ПБУ 11/2008). Итак, согласно п. 12 нового Положения, начиная с годовой отчетности за 2008 год, придется раскрывать сведения о размерах всех вознаграждений, выплачиваемых организацией своему основному управленческому составу. Отображать выплаты надо будет как в совокупности, так и отдельно по каждому виду вознаграждения.

А. Алексенцева

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное