Сообщи мне, сообщи!

Сообщи мне, сообщи!

16.10.2008

О том, что о проведении общего собрания следует извещать участников заблаговременно, известно почти любому коммерсанту. Однако при этом нередко возникает вопрос — как именно должна быть предоставлена данная информация учредителям фирмы?

Пишите письма

Если директор компании или ее учредители считают, что настало время обсудить важные для родного предприятия вопросы, первое, что им надлежит сделать — это известить остальных участников фирмы о том, где и когда состоится собрание, и какие вопросы в ходе него планируется рассмотреть. Как правило, эта обязанность ложится на плечи так называемого исполнительного органа, т. е. директора. При этом статус собрания (очередное или внеочередное) не имеет значения (ст. 34 и п. 2 ст. 35 Закона об ООО)

Законом установлен только один способ извещения об общем собрании — заказное письмо. Но даже если на первый взгляд такое оповещение выглядит как достаточное, все-таки лучше конкретизировать данную норму в уставе и указать, что в качестве извещения рассылается заказная корреспонденция с обязательным получением уведомления о вручении. Другими словами, при подаче письма отправитель поручает оператору почтовой связи сообщить, когда и кому вручено почтовое отправление (Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные постановлением Правительства № 221 от 15 апреля 2005 г.).

Обратите внимание — процедура уведомления участников очень важна. Ведь считать собрание правомочным можно только в том случае, если на нем присутствовали все участники фирмы без исключения (п. 5 ст. 36 закона об ООО).

Рискованный факс

Кроме указанного способа, оповестить компаньонов о готовящемся собрании можно и по другим каналам связи. Главное, чтобы все способы передачи информации остальным участникам были четко предусмотрены в уставе. Например, иногда партнеры выражают в учредительных документах свое согласие направлять и принимать информацию о проведении собраний курьерской доставкой, телеграммами и даже факсом.

Наверное, каждому понятно, что извещение с помощью факсимильного послания столь же удобно, сколь и рискованно. Самая очевидная связанная с ним неприятность — если участник заявит, что никакого извещения он по факсу не получал. Естественно, опровергнуть такое утверждение будет очень непросто. А отговорки вроде «принимали факс при свидетелях», доверия, как правило, не вызывают — по крайней мере, у судей.

Идентифицировать электронныйдокумент можно только с помощью электронно-цифровой подписи.

«Мыло»

Если же учредители при оповещении компаньонов решили прибегнуть к переписке по электронной почте, то следует помнить, что и ее применение в данном случае тоже может породить ряд сложностей. Начнем с того, что извещение о намечающимся собрании учредителей — это документ. Теперь необходимо разобраться, является ли документом электронное письмо.

Напомним, что определение данного понятия приведено в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ. Там указано, что документ — это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Вот тут-то и скрывается проблема. Идентифицировать электронный документ можно только с помощью электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Ведь только этот реквизит защищает электронное письмо от подделки и доказывает авторство того, кто его направил. Поэтому направленное по e-mail извещение о проведении собрания, не снабженное электронной подписью, с точки зрения закона имеет не большее значение, чем выведенный на экран текст или распечатанная на принтере бумажка.

На весь мир

Кроме вышеперечисленных способов оповещения участников о месте и времени проведения общего собрания, уставном компании может быть предусмотрен иной способ направления этого сообщения. В некоторых фирмах разрешено публиковать необходимую информацию «в доступном для всех участников общества печатном издании».

Впрочем, если было принято решение прибегнуть к помощи прессы, следует помнить вот о чем: в законе о таком варианте извещения не сказано ни слова, и отношение к подобного рода уведомлениям неоднозначно. Например, питерским арбитрам пришлось недавно разрешать конфликт, спровоцированный как раз таким необычным способом оповещения — инициаторы собрания решили поместить эту информацию в местной рекламной газете. Противники «вынесения сора из избы» тут же заявили, что поступать так было нельзя, поскольку устав компании не содержит указания на конкретное средство массовой информации, в котором можно было опубликовать извещение о проведении собрания. Более того, бизнесмены напомнили партнерам, что подобных прецедентов их фирма доселе не знала.

Однако судьи решили, что ничего страшного в таком способе уведомления нет. Ведь публикация в газете никак не нарушила права и законные интересы компаньонов (решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 октября 2007 г. по делу № А56-10064/2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 февраля 2008 г. по делу № А56-10064 /2007).

Изъясняйтесь точнее!

Справедливости ради отметим, что публикации извещений о проведении собрания в СМИ не всегда признаются правомерным поступком. Например, в уставе компании может содержаться такая формулировка: «Орган или лица, созывающие общее собрание участников, обязаны не позднее чем за 30 дней до его проведения уведомить об этом каждого участника Общества заказным письмом по адресу, указанному в списке участников Общества, или объявить об этом в средствах массовой информации».

Между тем, согласно российским законам, средства массовой информации включают в себя не только периодические печатные издания, но также радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы и иные формы периодического распространения массовой информации (ст. 2 Закона «О средствах массовой информации»).

Соответственно, указание в уставе компании подобного способа уведомления («в средствах массовой информации») без конкретизации СМИ не обеспечивает реального уведомления участников о созыве общего собрания.

комментарий специалиста

«В уставе компании может содержаться и еще несколько требований к уведомлениям о месте и времени проведения общего собрания, — отмечает юрист торговой компании Екатерина Караваева. — Например, иногда в этих документах должна быть изложена информация и даже выдержки из документов, необходимых для рассмотрения намеченных вопросов повестки дня. Хотя напомним, что, согласно закону, все эти данные должны быть просто приложены к уведомлению (п. 3 ст. 36 Закона об ООО).

Но бывает и так, что объем информации, с которой участникам желательно ознакомиться до начала собрания, слишком велик, чтобы помещать ее в рассылку. В таких случаях в извещении можно указать, что по указанному в нем адресу можно ознакомиться со всеми необходимыми для обсуждения вопросов и принятия решений документами. Здесь же стоит установить, в течение какого времени до даты проведения собрания можно будет ознакомиться с информацией (постановление ФАС Московского округа от 29 марта 2005 г. № КГ-А40/1832-05)».

Анна Будневич

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное