Налоговая нагрузка: снижать нельзя оставить

Налоговая нагрузка: снижать нельзя оставить

15.10.2008 распечатать

Одной из самых обсуждаемых в этом году налоговых проблем стало возможное снижение ставки НДС, а также общего уровня налогового бремени отечественного бизнеса. В жестком споре по данному вопросу сошлись два ведомства, представляющие экономический блок Правительства — Министерство финансов и Министерство экономического развития и торговли. К удивлению экспертов, консервативные позиции первого поддержал известный либерал, научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин.

Инфляционная угроза

В ходе состоявшегося недавно заседания «круглого стола» по проблемам экономического роста и снижения налогов Евгений Ясин отметил, что уже сейчас, согласно предварительным прогнозам экспертов, годовой уровень инфляции составит очень высокие 13—14 процентов. Однако, по его словам, это еще не худший вариант развития событий. Куда больших проблем стоит ожидать, если Правительство, а вслед за ним Государственная дума, Совет Федерации и Президент дадут «добро» на снижение ставки налога на добавленную стоимость. В этом случае, предупреждает Евгений Ясин, в 2009 году цены могут совершить 16-процентный скачок.

Чем же обусловлен столь безрадостный прогноз специалиста? Как утверждает научный руководитель ГУ-ВШЭ, нынешний уровень инфляции был достигнут благодаря вбросу в экономику огромного количества так называемых «дешевых» денег. Их появление было спровоцировано целым рядом причин, в том числе и неуклонно продолжавшимся на протяжении 2000-х годов уменьшением бремени налогов на субъекты предпринимательской деятельности. Сделать новый шаг в этом направлении — значит подстегнуть и без того быстрый рост цен, считает Ясин. Между тем государство именно так и собирается поступить. Как стало известно еще в первом полугодии, в августе должен быть окончательно решен вопрос о размере ставки НДС на среднесрочную перспективу. И если Министерство финансов выступает за сохранение «статус-кво», то есть 18-процентного налога, то МЭР предлагает «подсушить» налог на добавленную стоимость до 12 процентов.

По мнению советника министра экономического развития Сергея Белякова, согласиться с точкой зрения противников уменьшения налогового бремени никак нельзя. Дело в том, что, снижая налоги на бизнес, государство автоматически стимулирует деловую активность предпринимательского сообщества. Благодаря проведению

такой экономической политики фирмы получают возможность сохранять у себя средства, которые могут быть направлены ими, к примеру, на собственное развитие, а также в конечном итоге уплачены в виде налогов, считает Сергей Беляков. Именно поэтому вопрос о том, следует или нет снижать налоги, стоять вообще не должен. Его надо формулировать так: насколько необходимо уменьшить налоговый пресс на коммерческие организации? Как заявил Сергей Беляков, в настоящее время в распоряжении МЭР есть конкретные предложения по реформе налога на прибыль и НДС, их и надо рассматривать. Что касается опасности разгона инфляции, то, по мнению эксперта, снижение налоговой нагрузки и сохранение у бизнеса не изъятых соответствующим образом средств вовсе не является главным инфляционным фактором, есть и другие, куда более значимые.

Адресная помощь

Частично согласен с Сергеем Беляковым и председатель комитета по учету и налоговому администрированию Общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ» Михаил Орлов. С одной стороны, он также является сторонником уменьшения налоговой нагрузки на российский бизнес. Но с другой, он считает, что избранный Министерством экономического развития вариант со снижением ставки НДС — самый неудачный из возможных:

— Это решение, в случае его принятия, будет выгодно в первую очередь представителям отраслей с высокой добавленной стоимостью, то есть «сырьевикам», нефтяникам. Между тем именно эти предприятия меньше остальных нуждаются в ослаблении налогового давления и вполне в состоянии при возникшей необходимости изыскать дополнительные средства на развитие. В то же время торговые фирмы мало что выиграют от снижения ставки НДС, еще меньше — машиностроители и так далее. По этой причине сокращать общий уровень налоговой нагрузки, конечно, надо, но эту задачу следует решать в интересах конкретных, наиболее нуждающихся групп налогоплательщиков. К тому же, если ставка налога на добавленную стоимость действительно станет 12-процентной, в экономику попадет огромное количество высвобожденных средств, и в этом я согласен с Евгением Ясиным: рост инфляции нам обеспечен.

Избежать столь нежелательного развития событий и одновременно простимулировать бизнес реально. Одной из таких мер, по мнению Михаила Орлова, может стать возврат в налоговое законодательство инвестиционной льготы по налогу на прибыль:

— Соответствующее решение никоим образом не приведет к очередному скачку цен, — подчеркнул эксперт, — ведь средства, полученные компаниями от введения льготы, не появятся на потребительском рынке.

Инфляционный «шквал»

Год за годом снижение уровня инфляции оставалось одной из главных задач, стоящих перед экономическим блоком Правительства. Надо сказать, что с избранием на пост Президента страны Владимира Путина, а также назначением на министерские посты Алексея Кудрина и Германа Грефа, официальные показатели фиксировали замедление обесценивания денег на протяжении последних восьми лет. Так, если в 2000 году уровень годовой инфляции достиг 20,2 процента, то уже в 2001 он составил 18,6 процента, в 2002 — 15,1. В 2003 году произошло знаковое для российской экономики событие: впервые с 1997 года инфляционный показатель уложился в спрогнозированные Правительством пределы и составил 12 процентов. Правда, повторения подобного успеха федеральным чиновникам пока добиться не удалось. По итогам 2004 года цены выросли на «незапланированные» 11,7 процента, в 2005 — на 10,9, в 2006 — на 9,7 процента. Наконец, по итогам прошлого года инфляция в России составила 11,9 процента при 8-процентном прогнозе. Наметившаяся тенденция к неуклонному снижению неблагоприятного показателя была нарушена.

Социальный «груз»

Стоит заметить, что и Минфин, и Евгения Ясина проблема снижения уровня налогового бремени особенно беспокоит на фоне все увеличивающихся взятых на себя государством социальных обязательств, отказаться от которых невозможно. По словам сотрудника Высшей школы экономики, настораживают растущий дефицит Пенсионного фонда, а также необходимость вслед за ростом коммунальных тарифов поднимать зарплату населению — а все это, естественно, требует денег.

Озабоченность Евгения Ясина вполне разделяет Михаил Орлов. Уменьшение ставки НДС и рост соцобязательств государственной казны — действительно несовместимые вещи, заявил он:

— Если доходы бюджета от налога на добавленную стоимость станут меньше, значит, налоговиков нацелят на выполнение и перевыполнение планов по другим налогам. Это больше похоже не на снижение общего налогового бремени, а на его перераспределение, перекладывание тяжкого груза на те же, к примеру, торговые «плечи».

В свою очередь, Сергей Беляков убежден, что облегчать налоговую жизнь предприятиям можно и нужно даже в таких условиях. За счет снижения нагрузки будет обеспечен вывод работающих по «серым» схемам фирм, и как следствие, расширена налогооблагаемая база, заявил советник министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной.

«Деловая россия» за снижение НДС

Одно из крупнейших предпринимательских объединений страны — «Деловая Россия» — направило в июле обращение к первому вице-премьеру Игорю Шувалову, а также главе МЭР Эльвире Набиуллиной, в котором попросило Правительство до 1 сентября принять меры по снижению НДС до 12 процентов. Согласно проведенному этой организацией опросу бизнесменов, в случае, если соответствующее решение будет принято, большинство респондентов обещают вложить значительную часть высвобожденных средств в техническое перевооружение и инвестиции.

Дорогие деньги

Ну а за счет чего страна сумеет избежать в ближайшем будущем «инфляционного шока»? По словам Евгения Ясина, поможет в этом старый проверенный способ, а именно — повышение процентных ставок по банковским кредитам. Иными словами, проведение политики «дорогих денег». Этот вопрос Михаил Орлов, сославшись на недостаточную осведомленность, комментировать отказался. Уйти от ответа на него постарался и Сергей Беляков, однако счел нужным заметить, что снижение ставок по кредитованию предпринимателей необходимо для того, чтобы привлекать в экономику дополнительные инвестиции:

— В настоящее время банковские займы и так не слишком доступны для представителей малого и среднего бизнеса, — подчеркнул эксперт, — и мы намерены изменить ситуацию. Я готов согласиться с тем, что в краткосрочной перспективе инфляция является риском, но, по моему мнению, не следует класть все на алтарь борьбы с ней и подрывать, таким образом, основы экономического развития компаний.

Дмитрий Алексеев

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.