Как ослабить налоговый узел

Как ослабить налоговый узел

09.10.2008 распечатать

Новости из налоговой инспекции редко бывают хорошими для бухгалтеров и предпринимателей. Однако любому правилу свойственны исключения. Например, речь может идти о налоговых послаблениях отдельным категориям предприятий. Что же это такое, как этого добиться и всегда ли это хорошо?

Попасть под раздачу

Налоговые льготы — это полное или частичное освобождение определенных физических или юридических лиц от уплаты налогов. Обычно они устанавливаются для благотворительных организаций, детских и образовательных учреждений, для компаний, что трудятся на благо города или региона, а также для некоторых представителей малого бизнеса или организаций, оказавшихся в тяжелом финансовом положении. Получить послабления могут банки, которые в свою очередь предоставляют бонусные программы для клиентов и всевозможные благоприятные условия по вкладам, кредитам и т. д. Имеют право на льготы и компании, которые занимаются научными разработками, организации с религиозным уклоном и некоторые другие категории налогоплательщиков. В общем, если вы каким-то образом приносите пользу обществу и государству, то можете смело рассчитывать на налоговые послабления.

С помощью льгот государство стимулирует те отрасли, которые ему необходимы. Законодательство насчитывает чуть более 150 льгот и очень четко очерчивает круг налогоплательщиков, которым они полагаются. Правда, в Москве в дополнение к федеральным льготам установлено еще порядка 70, но пользуются ими не более 1-2% официально зарегистрированных организаций. Иногда льгота может, например, не относиться конкретно к вашей фирме, но незначительная корректировка документации поможет исправить это мелкое неудобство. Например, завод начал выпускать кованую продукцию по индивидуальным заказам. Тогда у него появляется шанс объявить себя художественной мастерской и зарегистрироваться в комиссии по художественно-прикладному искусству. После этого он получает возможность применить налоговую льготу.

Еще один вариант добиться налоговых послаблений — выиграть такое право. Да, именно так. Многие города проводят всевозможные конкурсы на лучшую идею, на инновации в сфере управления бизнесом и т. д., и в случае победы местные власти гарантируют фирме-победителю налоговые льготы. Чем не подарок?

Если несколько лет назад процент малых предприятий составлял всего 3-4% от общего числа компаний, то сегодня его доля выросла до 10-12%.

Две стороны медали

Однако не всегда льготы радуют предпринимателя. Вот какую историю поведала нам главный бухгалтер туристической компании «Аль-тур» Екатерина Рощина: «Наша фирма существует почти восемь лет, и все эти годы работала в сфере внутреннего туризма. Даже когда выездной туризм вошел в моду и стал приносить ощутимый доход, мы решили не распыляться, а продолжали заниматься тем, что выбрали изначально. Основной профиль нашего агентства — санаторно-курортное лечение. Как оказалось, мы имеем право на льготы как фирма — представитель отрасли, которая развивает внутренний туризм, а, значит, трудится на благо родного государства. Но вскоре мы поняли, что это палка о двух концах. Имея льготы, нам приходится автоматических отказываться от многих других преференций. Таким образом, экономя иногда 25%, мы, теряем 50% прибыли. И если раньше можно было отказаться от льгот написав заявление, то сегодня этого сделать нельзя. Раз льготы есть, значит, надо ими пользоваться».

В каких же случаях налоговые льготы не приносят выгоду? Это возможно, например, если речь идет о торговой компании. Многие контрагенты отказываются работать с предприятиями, чьи товары не облагаются налогами, потому что в этом случае не удастся принять НДС к вычету.

Отказаться сложно

Бывает и так, что компании не хочется ради небольшой налоговой выгоды отдельно вести учет облагаемых и не облагаемых НДС операций. Действительно, иногда экономия от льготы не превышает затрат бухгалтерии на ее применение.

Однако сегодня официально отказаться от послаблений непросто. Налоговая научена горьким опытом предыдущих лет, когда некоторые плательщики не пользовались ими, но при случае вспоминали о них, когда им это было выгодно. Так что сегодня дело со льготами обстоит так: либо они у организации есть, либо их нет. Отказ же возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций (п. 5 ст. 149 НК РФ). Но и здесь есть свои нюансы. Иногда стоит разобраться в них, не впадая в панику от приговора налоговой, которая довольно подозрительно относится к компаниям, активно использующим льготы — равно как и к тем, которые отказываются от них.

Например, компания ведет два вида деятельности. Первый из них — это операции по предоставлению займов в денежной форме и соответствующие финансовые услуги. Второй — это реализация жилых домов, помещений и доли в них. Допустим, организация решила отказаться от льготы по второму виду. Тем самым она утрачивает право на применение льгот уже по всем видам деятельности.

Есть и другой вариант: отказ от льготы по реализации жилых домов означает одновременную утрату права на льготу по продаже жилых помещений, и долей в жилье. Стоит заметить, что льгота утрачивается по всем сделкам с недвижимостью. В то же время в рамках операций по предоставлению займов компания вправе продолжать применять льготу. Минфин России разъяснил, что правильным является именно второй вариант, а ФНС донесла эту мысль до своих подопечных. Благодаря этому компании не только смогут более гибко регулировать свои налоговые обязательства по НДС, но и будут избавлены от возможных придирок инспекторов, желающих истолковать Кодекс в свою пользу.

Кстати, отказываться от льгот стоит не менее чем на год. То есть если в течение этого времени вам придет в голову, что работать с льготами лучше, исправить ситуацию не получится. Чтобы вернуться на льготный режим, необходимо написать заявление в налоговую в свободной форме. При этом чиновники наверняка потребуют от вас мотивировать свое решение, считая, что для него необходимы серьезные экономические основания. Заметим также, что в результате компании тут же начинают пользоваться повышенным вниманием со стороны налоговой инспекции. Очень многие расценивают отказ как попытку уклониться от выплаты налогов.

Рассчитаем льготы

Допустим, годовая прибыль фирмы составляет 100 000 тыс. руб. Налог на прибыль установлен 24%. Фирма имеет возможность использовать налоговый вычет в сумме 10 000 тыс. руб. или налоговый кредит в той же сумме (10 000 тыс. руб.). Фирма должна заплатить налог, который в первом случае составит (100 000 - 10 000) × 0,24 = 21 600 тыс. руб., а во втором случае — 100 000 ×0,24 - 10 000 = 14 000 тыс. руб

Не досталось

Иногда льготами хотят воспользоваться компании, которые не платят налог на прибыль — например, те, что работают на упрощенном режиме. Они не являются плательщиками ЕСН, но взносы в пенсионный фонд все равно перечисляют. А базу, которая облагается этими взносами, определяют в том же порядке, что и при расчете единого соцналога. Представители фирмы считают, что если они находятся на обычной системе налогообложения, не платят ЕСН и пенсионные взносы с определенных выплат, то и льготой вполне могут воспользоваться. А это не так. Пенсионные взносы таким компаниям приходится платить почти что со всех выплат работникам. По такой же причине взносы в Пенсионный фонд «упрощенцам» нужно начислять и на сверх-нормативные компенсации. Например, за использование личного транспорта, суточные и т. п. Правда, существует перечень выплат, от которых упрощенцы избавлены. Все они приведены в статье 238 Налогового кодекса.

Налоговые льготы являются одним из элементов налоговой политики, и с помощью них правительство регулирует деятельность частных предприятий.

Виды льгот

Повсеместно вводить льготы начали с 2006 года, и делятся они на три категории.

По подоходному налогу льготы предоставляются получателям помощи. Сейчас от него освобожден лишь очень узкий спектр пожертвований — например, выплаты в пользу детей-сирот. Поэтому с денег, получаемых, к примеру, на лечение детей, живущих в семьях, их родителям (или жертвователям) приходится отдавать государству 13%.

Другая льгота представляет собой расширение применения социального вычета (сумма, на которую жертвователь может уменьшить свой доход). Сейчас этот вычет можно применить лишь при оказании помощи организациям, финансируемым из бюджета. МЭРТ предлагает распространить его на поддержку, оказываемую любым НКО, работающим в сфере образования, здравоохранения, культуры и науки, социальной помощи, а также иным благотворительным организациям и фондам целевого капитала. Из-за желания налоговиком предупредить злоупотребление льготами, освобождение от налога на прибыль связано с большим количеством ограничений. Определен перечень платных услуг, доходы от которых выводятся из-под налогообложения. К примеру, в области образования это услуги детских садов и учреждений, работающих с сиротами, услуги кружков, студий и спортивных секций. Освобождаемые от налога виды деятельности должны быть исключительными — если НКО получает доход от каких-либо других платных услуг, льготы ей не получить.

Третий вид льгот — по НДС — призван открыть доступ некоммерческим организациям к бюджетному финансированию. Сейчас от налога на добавленную стоимость освобождено оказание социальных услуг лишь бюджетными учреждениями, финансируемыми по смете. Если оказание соцуслуг выносится на конкурс, и победителем оказывается негосударственная организация, возникает необходимость платить НДС. В результате указанные услуги из года в год на конкурс не выносятся, и доступ НКО к основному объему бюджетного финансирования по статьям расходов на «социалку» остается закрытым. Сейчас МЭРТ и Минфин выбирают наиболее подходящий способ решения этой проблемы: освободить от налога получение некоммерческими организациями бюджетных средств, либо вовсе вывести эти виды услуг из-под обложения НДС, как это уже сделано для образования и здравоохранения.

Льготы для предприятий

Набор льгот для каждого предприятия индивидуален и зависит от финансовой политики и деятельности организации. Чаще всего фирмы используют льготы в чистом виде, но лучше использовать их в сочетании с другими приемами, часто в большей степени организационными, чем финансовыми или бухгалтерскими.

В Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» перечислены следующие разновидности льгот:

  • необлагаемый минимум объекта;
  • изъятия из обложения определенных элементов объекта;
  • освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;
  • понижение налоговых ставок;
  • целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов);
  • прочие налоговые льготы.

Все ныне существующие льготы преследуют следующие цели:

  • финансирование затрат по развитию производства и жилищного строительства;
  • помощь малому предпринимательству;
  • обеспечение занятости инвалидов и пенсионеров;
  • помощь благотворительной деятельности в социально-культурной и природоохранной сферах.

Расскажем немного о налоговом кредите. Он, как и всякий займ, предоставляется на условиях возвратности и платности, а оформляется при помощи соответствующего договора между предприятием и региональным налоговым органом.

Целевая налоговая льгота, в отличие от инвестиционного налогового кредита, может предоставляться любому предприятию органами исполнительной власти субъекта РФ на взаимовыгодной основе, но в пределах суммы налоговых поступлений в региональный бюджет. Порядок и условия предоставления те же, что и у налогового кредита.

Таким образом, налоговый вычет уменьшает налоговую базу, а налоговый кредит — сумму налога.

Существует и такой способ уменьшения налогового бремени как налоговые преференции — эта категория значительно шире, чем льготы. Преференции включают в себя такие моменты, как:

  • рассрочки по уплате налогов;
  • отсрочки по уплате налогов;
  • налоговые кредиты;
  • упрощенный порядок уплаты налогов (например, освобождение от авансовых платежей, от внесения депозитов и т. д.);
  • преимущества при определении налогооблагаемой базы.

Получается, что льготы — это более удобный вид преференций, и они создают для адресатов более выгодные условия хозяйствования.

Система патентов

Выходит, что льготы не всегда бывают выгодны, и не все категории фирм попадают под них. Малый бизнес интересует совсем другое. Правительство давно обещает ему послабления, но дальше слов дело пока не шло. Но сегодня, кажется, выход найден. Минэкономразвития приступило к разработке предложений по развитию системы патентов в малом и среднем бизнесе.

Дело в том, что сегодня недостаточно используется такая система налогообложения, как патенты, что объясняется прежде всего законодательными причинами. Например, малые предприниматели, работающие по такой схеме, не могут включать в штат наемных работников. К тому же решения о патентах принимаются на одном уровне власти, тогда как налоги идут на другой. Перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента имеют право только индивидуальные предприниматели, которые не привлекают к своей деятельности наемных работников, а также осуществляют те виды деятельности, которые предусмотрены главой Налогового кодекса под названием «Упрощенная система налогообложения». При применении такой схемы налог уплачивается исходя из потенциально возможного к получению годового дохода, размер которого устанавливается законами субъектов Российской Федерации. Порядок исчисления налога на основании патента близок к расчету ЕНВД, который не зависит от фактически полученных индивидуальным предпринимателем доходов и произведенных расходов. Сумма налога и в том и другом случае зависит от величины показателей, используемых в расчете.

Необходимо отметить, что применение ЕНВД является обязательным по тем видам деятельности, которые переведены на его уплату. Следовательно, если на какой-либо территории этот налог применяется в отношении видов деятельности, подлежащих переводу на уплату УСН на основе патента, у предпринимателя отсутствует законная возможность получить последний. А поскольку единый налог на вмененный доход в регионах применяется очень широко, то возникает конкуренция двух специальных режимов. В результате спрос на патенты падает. Нежелание налогоплательщиков применять УСН на основе патента объясняется и тем, что этой системе свойственны ограничения на привлечение наемных работников и запрет на получение патента организациями.

ссылка на закон

В ряде случаев налогоплательщику выгодно отказаться от применения льгот, предусмотренных статьей 149 НК РФ. Однако, несмотря на такое право, отказ возможен не от всех льгот по НДС, а только от тех, которые перечислены в пункте 3 статьи 149 НК РФ (см. п. 5 ст. 149 НК РФ).

Повысим показатели

Таким образом, развитие патентов будет способствовать и развитию малого бизнеса, который, в свою очередь, очень важен с точки зрения инновационной экономики. Ведь сегодня в России малый и средний бизнес составляет всего лишь 10-12% от общего числа коммерческих предприятий. Это, безусловно, очень мало, и говорить о высоких темпах его развития можно будет только тогда, когда его доля составит порядка 35%. Для сравнения, в развитых западных странах число организаций малого бизнеса составляет 50%, а в Японии — целых 70%.

С одной стороны, конечно, у предпринимателя есть выбор: переходить ему на патентную систему или нет. С другой — нельзя не отметить, что такое положение вещей во многом обусловлено влиянием административного фактора. Дело в том, что поступления по ЕНВД для определенных видов деятельности идут в муниципальные органы, а доходы от деятельности фирм, работающих по патенту — в региональную казну. Закон гласит, что задачи по поддержке малого бизнеса должны решать муниципалитеты, а они-то как раз в развитии патентов не заинтересованы. Это одна из причин того, почему данная система не получила широкого распространения. Вторая причина заключается в том, что, согласно закону, если единый налог на вмененный доход уже применяется, то выдать патент по этому направлению уже нельзя. Закон об упрощенной системе налогообложения дает предпринимателю как право выбора, так и возможность оплачивать патент по частям в начале или в конце года.

Большие задачи

Что ж, сама по себе идея хороша. А как отнесутся к ней работники учета? Вот что говорит об этом Людмила Боброва, бухгалтер из Москвы: «Налоговые льготы и всяческие блага обещали малому бизнесу довольно давно, однако в 2006 году предпринимателям четко сказали — ничего не ждите. Последующие два года нас только прижимали, увеличивая ограничения. Так что мне сложно поверить в то, что ситуация меняется в лучшую сторону. Не было бы хуже, и то ладно. Хотя мне кажется, что закон о патентах весьма интересен. Если из него что-то получится, то я уверена, что количество малых и средних фирм обязательно увеличится».

Сегодня наше правительство как никогда понимает всю важность поддержки малого бизнеса. 26 мая на заседании Президиума правительства Владимир Путин выступил с рядом важнейших предложений по развитию социально-экономической сферы страны. Главным вопросом на повестке дня стояла разработка налоговой политики на 2009 год и ее законодательное обеспечение. Особое внимание при этом было уделено развитию малого и среднего бизнеса.

Итак, право на дополнительные налоговые преференции теперь получат и те налогоплательщики, которые пользуются услугами образования и здравоохранения, приобретают или строят жилье. Средства, которые работодатель в интересах своих работников направляет на эти цели, по максимуму разрешается включать в себестоимость и, следовательно, освобождать от налога на прибыль. Кроме того, предприятия должны будут сдавать отчетность не четыре раза в год, а только один.

Остается надеяться, что все эти меры будут способствовать развитию российского бизнеса. На Западе, например, отчетность действительно сдается один раз в год, а малый бизнес активно развивается. В конце концов, на сдачу отчетности тратится много времени, за которое можно сделать что-то более полезное. Если бухгалтер — человек ответственный и добросовестный, а все бумаги у него в порядке, то собрать их все и сделать один большой отчет за год вряд ли будет для него проблемой.

Во благо сотрудников

Еще одни плюс нового закона заключается в том, что благодаря ему компании смогут направлять свои средства на здравоохранение, образование, строительство жилья и на поддержку своих сотрудников. И все эти расходы войдут в налогооблагаемую базу. Кроме того, возможно и снижение ставки НДС, который является важным налогом для предприятий, занимающихся выпуском продукции. Еще один пункт — налог на прибыль. Его хотят снизить для организаций, которые занимаются научными исследованиям или созданием высокотехнологических продуктов.

Безусловно, положительные изменения заметны, однако не кардинальны. Так что не стоит думать, будто положение малого и среднего бизнеса станет существенно лучше.

Эти изменения в законодательстве комментирует юрист компании «КалифЪ» Геннадий Андрющенко: «Можно решить проблему налогообложения, ввести всевозможные льготы и послабления, но для малого бизнеса останется еще одна важная проблема — коррупция. Чтобы открыть свое дело и как-то продержаться на плаву, нужно посетить большое количество инстанций и выплатить немало взяток. Требуют не прямо и не нагло, но иногда это бывает проще, чем, скажем, ждать своей длинной очереди, собирать пакет немыслимых и иногда совершенно не нужных документов. Считаю, что эту систему нужно менять и совершенствовать. Потому что, пока она остается в прежнем виде, говорить о развитии малого бизнеса довольно сложно».

Еще одна проблема — стартовый капитал для открытия малого бизнеса. Далеко не каждый имеет в своем распоряжении необходимую сумму денег. Поэтому необходима специальная кредитная структура, которая обеспечивала бы начинающим предпринимателям лояльные условия предоставления кредита. Впрочем, решение такой задачи лежит на правительственных чиновниках. В любом случае то, что сегодня предпринимают власти для развития бизнеса, уже приносит немалую пользу.

Иначе и быть не может, ведь решение рассматриваемой проблемы самым положительным образом скажется как на государстве, так и на его гражданах. А для этого необходима не только правовая стабильность, но и экономически выгодные условия, которые обеспечат динамичное развитие отрасли, нуждающейся в государственной поддержке. Содействие предпринимательству необходимо еще и потому, что в основе экономики любого развитого государства лежит не только научно-технический потенциал и производственные мощности, но и малый бизнес, который способен оперативно и гибко реагировать на любые перемены.

Светлана Кузина

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...