Налоговая переплата: 2:1 в пользу зачета

Налоговая переплата: 2:1 в пользу зачета

09.10.2008 распечатать

Как правило, налоговики всеми правдами и неправдами пытаются избежать необходимости возвращать «живые» деньги из казны. Если по тем или иным причинам компания уплатила налог в бюджет сверх необходимого, контролеры приложат максимум усилий, чтобы склонить ее провести зачет переплаченной суммы, а не требовать возврата. А может, оно и к лучшему?

Правила игры

Регламент зачета и возврата излишне уплаченных и взысканных сумм установлен статьями 78 и 79 Налогового кодекса. Так, если компания самостоятельно «переборщила» с налоговыми платежами, судьба переплаты может быть решена тремя способами.

Во-первых, «излишек» может быть направлен в счет погашения недоимки по иным налогам и сборам. Причем при наличии оной у компании данный вариант автоматически становится единственным, поскольку подобный зачет контролеры вправе проводить самостоятельно, без какого-либо волеизъявления фирмы (п. 5 ст. 78 НК). Впрочем, если после погашения задолженности сумма переплаты себя не исчерпала, то судьбу остатка решать все же будет налогоплательщик.

Во-вторых, фирма имеет право зачесть излишне перечисленную сумму в счет предстоящих платежей компании по этому или иным налогам (п. 4 ст. 78 НК), для чего нужно направить в инспекцию соответствующее заявление. На его рассмотрение и на принятие решения ревизорам отводится 10 рабочих дней с момента получения документа или с даты оформления акта сверки расчетов с бюджетом в случае проведения таковой.

В-третьих, по заявлению налогоплательщика контролеры обязаны вернуть сумму переплаты в течение месяца со дня получения подобного требования (п. 6 ст. 78 НК). Срок принятия решения налоговиками в данном случае составляет все те же 10 дней.

Подать заявление как о возврате, так и о зачете средств можно в течение 3 лет со дня уплаты «лишнего» налога (п. 7 ст. 78 НК). О своем согласии или отказе вернуть или зачесть переплату ревизоры должны письменно известить компанию в течение 5 дней со дня принятия решения.

При нарушении сроков возврата средств на сумму переплаты налоговики обязаны выплатить налогоплательщики «штрафные» проценты за каждый день просрочки (п. 10 ст. 78 НК).

Однако налоговая переплата может возникнуть у фирмы не только по ее вине, но и в результате излишнего взыскания. Порядок возврата или зачета подобных сумм регулируется статьей 79 Налогового кодекса. В целом он аналогичен вышеприведенному, в частности, в данном случае приоритет также отдается такому методу, как зачет «излишка» в счет недоимки. Только когда задолженность погашена, может идти речь о возврате средств. Заявление о возврате фирма вправе подать в течение месяца с той даты, когда ей стало известно о переплате, либо со дня вступления в силу решения суда. Для искового заявления в суд предусмотрен более долгий срок — 3 года. В отличие от «добровольно» переплаченных сумм в данном случае проценты начисляются со дня, следующего за взысканием, по день фактического возврата.

Равный счет

Безусловно, зачет переплаты в счет предстоящих налоговых платежей — неплохой способ «страховки» от возможных претензий налоговиков. Дело в том, что даже при обнаружении организацией ошибки в налоговой декларации (приведшей к занижению налоговой базы) уже после истечения сроков сдачи отчетности и уплаты налога, у фирмы все же есть возможность избежать штрафа за неуплату или неполную уплату налога. Согласно пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса за подобный проступок компании придется расстаться с суммой в размере 20 процентов от неуплаченного налога. Для того чтобы компания не была оштрафована, необходимо выполнение следующих условий (подп. 1 п. 4 ст. 81 НК):

  • ошибка замечена и «уточненка» подана до того момента, как фирма узнала, что налоговики обнаружили данную «нестыковку» или назначили выездную проверку;
  • до подачи «уточненки» уплачены как недостающая сумма налога, так и соответствующие ей пени.

Если же ошибка обнаружена после истечения срока, установленного для представления декларации, но до последней даты для расчетов с бюджетом, то перед подачей «уточненки» и вовсе достаточно лишь доплатить налог (ни в каких пенях уже нужды нет).

Логично, что при наличии налоговой переплаты фирме гораздо проще избежать штрафных санкций в указанных случаях, чем в отсутствие оной. Тем более что Высший Арбитражный Суд еще в 2001 году указывал: неуплата или неполная уплата сумм налога означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед бюджетом (п. 42 постановления Пленума ВАС от 28 февраля 2001 г. № 5). А в случае наличия переплаты, зачтенной в счет предстоящих платежей, сумма которой перекрывает недоплаченный налог, ни о какой недоимке речи быть не может. Недавно высшие судьи вновь напомнили о данном обстоятельстве в определении от 17 сентября 2008 года № 11942/08.

Однако далеко не каждая компания имеет возможность с легкостью отвлечь оборотные средства для «подстраховки» возможных налоговых ошибок. Позволить себе такую роскошь фирма может лишь в том случае, если есть уверенность, что это не вынудит ее прибегнуть к займам под большие проценты или искать другие внеплановые источники средств. Именно здесь и кроется главное преимущество возможности вернуть налоговую переплату «живыми» деньгами.

Таким образом, ни в одном из этих механизмов, будь то возврат переплаты или зачет, негативных последствий для фирмы не заложено — все зависит от того, что лучше будет для ее финансовой стабильности. Между тем недавно все же появился серьезный повод в случае чего отдать предпочтение зачету, нежели возврату.

«Зачетный» гол

Казалось бы, говорить о том, что при возврате налоговой переплаты у компании возникает экономическая выгода, а значит доход, абсурдно. По сути, к ней просто возвращаются собственные средства, ошибочно попавшие в бюджет. Соответственно, никаких оснований включать вернувшиеся суммы в состав доходов при расчете налога на прибыль или «упрощенного» налога нет. Однако представители главного финансового ведомства посчитали иначе. В письме от 2 сентября 2008 г. № 03-11-04/2/130 Минфин пришел к выводу, что суммы переплаты по налогам, возвращенные из бюджета, компании и предприниматели на УСН должны учесть при расчете единого налога. В качестве аргумента финансисты привели тот факт, что доходы, которые «упрощенцы» не учитывают в налоговой базе, определяются исходя из положений статьи 251 Налогового кодекса (п. 1 ст. 346.15 НК). При этом поступления в виде сумм налоговой переплаты в данной норме главного налогового закона не упомянуты.

К слову сказать, суммы возвращенного налога не поименованы и в статьях 249 и 250 Кодекса, в соответствии с которыми «упрощенцы» определяют доходы, включаемые в налоговую базу (п. 1 ст. 346.15 НК). Однако перечень доходов, приведенный в этих положениях Кодекса, является открытым. Следовательно, с формальной точки зрения Минфин как ни крути прав.

Более того, несмотря на то, что в упомянутом письме речь шла про фирмы, применяющие УСН, выводы Минфина вполне распространяются и на «общережимников». В конце концов, «упрощенцы» учитывают доходы, руководствуясь как раз-таки «прибыльными» нормами Налогового кодекса.

Таким образом, суммы возвращенной налоговой переплаты у компаний, что на общем режиме, подлежат обложению налогом на прибыль, а у «упрощенцев» — единым налогом. Так может быть, все-таки «излишек» налога лучше зачесть?

О. Привольнова, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...