Двойные стандарты для имущества ПБОЮЛ

Двойные стандарты для имущества ПБОЮЛ

07.10.2008

Налоговый кодекс позволяет фирмам списывать расходы на ремонт арендованного имущества, если договором не предусмотрено возмещение подобных затрат другой стороной. Однако совсем недавно специалисты Минфина решили, что сделать это можно лишь в том случае, когда арендодателем выступает юрлицо. По мнению экспертов, позиция чиновников далеко не бесспорна.

Согласно статье 260 Налогового кодекса затраты на ремонт основных средств уменьшают базу по налогу на прибыль в составе прочих расходов. Данным порядком фирмы вправе воспользоваться также в отношении арендованного имущества, если оно признается амортизируемым и затраты на его «облагораживание» собственник своим жильцам не возмещает (п. 2 ст. 260 НК). Однако, по мнению Минфина, арендуя помещение у индивидуального предпринимателя, компания должна ремонтировать его за счет чистой прибыли даже в том случае, если ПБОЮЛ данные расходы не компенсирует. К такому выводу финансисты пришли в письме от 12 августа 2008 г. № 03-03-06/1/462. Свою позицию они обосновали тем, что плательщиками налога на прибыль признаются исключительно организации. Индивидуальные предприниматели к таковым не относятся, поскольку ведут хозяйственную деятельность без образования юридического лица. Следовательно, их имущество по тем правилам, которые установлены в статье 256 Налогового кодекса, нельзя признать амортизируемым. Аналогичную точку зрения Минфин ранее высказывал и в отношении имущества, арендованного у простых граждан (письмо от 16 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/240). Но если с тем фактом, что недвижимость физлиц не амортизируется, поспорить сложно, то в том, что касается ПБОЮЛ, не все так однозначно.

Порядок учета доходов, расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей утвержден приказом Минфина и МНС от 13 августа 2002 г. № 86н/БГ-3-04/430. Целых три раздела данного документа посвящены амортизируемому имуществу ПБОЮЛ и порядку начисления амортизации. Как отмечает руководитель отдела «Налог на прибыль» компании «Бератор» Людмила Буданова, к амортизируемому основному средству ПБОЮЛ предъявляется ряд требований. Для начала, срок полезного использования объекта должен составлять более 12 месяцев, а первоначальная стоимость — превышать 10 000 рублей. Кроме того, обязательными условиями являются использование имущества в предпринимательской деятельности и возможность документально подтвердить затраты на его приобретение, сооружение или изготовление.

«Иными словами, — поясняет Буданова, — ПБОЮЛ не вправе начислять амортизацию по объектам, которые получены им в наследство, в порядке дарения и т. п., вне зависимости от того, использует он их в предпринимательской деятельности или нет. И наоборот — не подлежит амортизации личное имущество, даже если фактические расходы на его покупку могут быть подтверждены. Конечно, есть еще ряд небольших ограничений, но сдача помещений в аренду к ним не относится», — добавляет эксперт.

С подтверждением расходов на приобретение имущества все более или менее понятно — оно либо есть, либо его нет. Если с платежными документами все в порядке, то остается разобраться, какой статус имеет недвижимость, которую коммерсант сдает в аренду: «личный» или «предпринимательский»?

Нет никакой проблемы, если в свидетельстве о госрегистрации индивидуального предпринимателя упомянут такой вид деятельности, как сдача внаем помещений, принадлежащих ему на праве собственности. Налоговики признают, что в данном случае у ПБОЮЛ возникает право поставить переданную в аренду недвижимость на учет в качестве амортизируемого имущества, начиная с месяца, в котором она сдана (письмо ФНС от 24 апреля 2006 г. № 04-2-02/333@).

Отсутствие же подобной записи в ЕГРИП, отмечает эксперт Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт» Валерий Бахтин, безусловно, может создать спорную ситуацию в вопросе налогообложения арендодателя. Но, добавляет он, по данной проблеме есть положительная арбитражная практика. «В частности, — приводит пример эксперт, — ФАС Дальневосточного округа в своем постановлении от 28 июня 2006 г. по делу № Ф03-А59/06-2/1674 указал, что оказание услуг по аренде является предпринимательской деятельностью, и отсутствие упоминания о нем в свидетельстве о регистрации, а также в ЕГРИП не влечет признания такой деятельности непредпринимательской».

К слову сказать, финансисты готовы вспомнить о том, что ПБОЮЛ могут списывать стоимость объектов путем амортизации, но, видимо, только если это выгодно… бюджету. Например, в письме от 18 августа 2008 г. № 03-04-05-01/303 представители Минфина отказали индивидуальному предпринимателю в праве на имущественный вычет, когда он решил продать здание, ранее задействованное в бизнесе. На такой вывод финансовых работников сподвиг как раз тот факт, что данный объект относится к основным средствам, на которые предусмотрено начисление амортизации. Дескать, амортизационные платежи предприниматели учитывают в составе профессионального вычета по НДФЛ. В свою очередь повторного уменьшения налоговой базы при реализации подобного имущества, указали чиновники, Налоговый кодекс не предусматривает.

Ю. Печатникова, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA