ФСС и детский отдых

ФСС и детский отдых

26.09.2008

Многие родители, как и в добрые старые времена, отправляют своих детей в летние лагеря отдыха. При этом кто-то оплачивает путевки самостоятельно, а за некоторых платит организация, компенсируя свои затраты за счет страховых взносов в ФСС. О чем следует позаботиться бухгалтеру, чтобы обеспечить детей организованным отдыхом, родителям сократить расходы, а самому не иметь нареканий со стороны ФСС?

Экономим за счет ФСС

Многие компании в рамках увеличения социального пакета своих сотрудников приобретают путевки для организации отдыха их детей. Понесенные в этом случае расходы не учитываются при налогообложении прибыли, но полностью или частично могут быть компенсированы за счет средств обязательного социального страхования.

Данная процедура вызывает массу вопросов. Часто бухгалтеры, не найдя на них ответа, не реализуют возможности, предоставленные государством, а сотрудники вынуждены оплачивать 100 процентов стоимости путевок в детские лагеря отдыха. Что можно сделать, чтобы уменьшить такие расходы?

В 2008 году за счет средств ФСС РФ можно оплатить путевки для детей застрахованных граждан в детские санатории и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия (для детей школьного возраста до 15 лет включительно) со сроком пребывания 21–24 дня из расчета до 535 рублей в день. Для удобства необходимые сведения за период с 2005 по 2008 год сведены экспертами журнала «Практическая бухгалтерия» в таблицу.

Законодательно порядок и условия расходования средств обязательного социального страхования на оздоровление детей установлены в статье 11 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 183-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» и в постановлении Правительства РФ от 5 марта 2007 г. № 148 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008-2010 годах». Также за счет средств ФСС РФ может быть оплачена стоимость проезда сопровождающих лиц и даже суточные (до трех суток) по нормам возмещения расходов, связанных со служебными командировками в пределах Российской Федерации.

Путевки под контролем

Вполне очевидно, что если организация производит расходы за счет средств, которые находятся на контроле государства, то ей будет уделяться более пристальное внимание. Так, при формировании графика документальных выездных проверок Фондом социального страхования в первую очередь ставятся страхователи, производящие значительные расходы за счет средств обязательного страхования. Естественно, что в первых рядах будут страхователи, систематически получающие суммы от отделения ФСС РФ на осуществление (возмещение) таких расходов. Одним из видов таких расходов является приобретение путевок для организации отдыха детей сотрудников.

Приобретение путевок производится только на основании заявлений работников и при наличии медицинских заключений от уполномоченных учреждений здравоохранения (при необходимости) (письмо ФСС РФ от 29 декабря 2006 г. № 02-10/03-14848). На основании собранной информации страхователь подает в органы ФСС РФ заявку на выделение ассигнований. Срок подачи заявки устанавливается региональным отделением фонда.

В дальнейшем расходование средств на оздоровление детей производится в пределах норм, утвержденных отделением ФСС РФ по месту регистрации. Расходы, превышающие утвержденные нормы, осуществляются страхователем за счет других источников. При расчете норм следует учитывать, что максимальный размер стоимости путевки при пребывании ребенка в детских санаториях и санаторных оздоровительных лагерях круглогодичного действия, расположенных в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты при исчислении заработной платы, рассчитывается с учетом этих коэффициентов.

Если страхователь-работодатель является плательщиком ЕСН, то производимые расходы осуществляются им за счет средств начисленного налога, подлежащего внесению в ФСС РФ. Страхователи, применяющие специальные режимы налогообложения, осуществляют расходы за счет средств фонда в соответствии с федеральными законами (ст. 2 Федерального закона от 31  декабря 2002 г. № 190-ФЗ).

это важно

Расходование средств на оздоровление детей производится в пределах норм, утвержденных отделением ФСС РФ по месту регистрации.

Когда все ходы записаны!

Для получения определенных благ от ФСС РФ требуется организовать учет путевок и расходования средств на их приобретение. Несмотря на увеличение трудоемкости, это позволит увеличить социальный пакет сотрудников и сэкономить средства компании. В итоге привлекательность компании на рынке труда значительно повысится. Что же необходимо сделать, чтобы минимизировать претензии со стороны контролирующих органов и исключить ненужные затраты в виде пеней, если расходы будут признаны неправомерными?

Первоначально для формирования заявки в ФСС РФ на выделение ассигнований необходимо собрать заявления от работников о выделении путевок для детей в возрасте от 7 до 15 лет. К заявлению необходимо приложить копию свидетельства о рождении ребенка, а для получения путевки в санаторный лагерь — медицинскую справку по форме 070/У-04 (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. № 256).

Если количество заявлений велико, то для оптимизации и упрощения контроля можно вести отдельный реестр таких заявлений. В заявлениях необходимо указать сведения о загородных стационарных детских оздоровительных лагерях и детских санаторных оздоровительных лагерях круглогодичного действия, путевки в которые необходимо приобрести, а также профиль лечения и сроки пребывания в них.

В общем случае списки лагерей можно получить в отделении ФСС РФ. Законодательством не установлено особых ограничений при выборе лагеря, но все-таки определенные требования есть. Он должен находиться на территории России, иметь соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также сертификаты соответствия на питание, выданные в порядке, установленном российским законодательством.

На основании собранных сведений формируется заявка на частичное финансирование приобретения путевок за счет средств ФСС РФ и подается в отделение по месту регистрации. Форма заявки утверждена приказом ФСС РФ от 13 марта 2007 г. № 74.

После рассмотрения заявки фондом составляется протокол, в котором указывается индивидуально каждый ребенок и его родитель. На его основании издается приказ о выделении необходимых средств в пределах установленных лимитов (см. таблицу). Если суммы недостаточно для приобретения путевки, то эту часть, как правило, компенсируют или родители, или работодатель-страхователь.

Следующий этап — приобретение путевок в соответствии с утвержденным протоколом. Выставленные счета под оплату должны содержать все необходимые реквизиты, а самое главное — стоимость путевки должна быть выделена отдельно от стоимости других услуг или хозяйственных расходов.

Полученные путевки принимаются к учету в соответствии с действующим законодательством. Акты, накладные или иные документы о передаче путевок лучше всего фиксировать в отдельном реестре, который может быть разработан страхователем самостоятельно. Впоследствии это упростит процедуру составления расчетной ведомости.

Факт оплаты должен быть подтвержден документально платежными поручениями, расходными кассовыми ордерами. Если оплата путевки частично производится работником, также можно сформировать ведомость по таким оплатам с указанием первичных документов, на основании которых поступили денежные средства.

Выдачу путевок сотрудникам производят по отдельной ведомости под роспись. По мере выдачи путевок их стоимость относится страхователем на расходы по обязательному социальному страхованию (п. 2.3 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утв. постановлением ФСС РФ от 9 марта 2004 г. № 22). Рекомендуется ежемесячно проверять соответствие расходов в бухгалтерском учете первичным документам (актам, накладным) и данным аналитического учета. Также необходимо сверять затраты на оздоровление детей с суммами, установленными отделением (филиалом отделения) ФСС и расчетной ведомостью по форме 4-ФСС за отчетный период или промежуточной расчетной ведомостью.

Ведение реестров и сводных ведомостей носит рекомендательный характер и способствует организации текущего учета операций с путевками. А вот организация бухгалтерского учета и налогового учета обязательна для всех страхователей.

это важно

Выдача путевок сотрудникам производится по отдельной ведомости под роспись.

«Детские» путевки и бухгалтерский учет

Приобретенные путевки учитываются в составе денежных документов и относятся в дебет счета 50 «Касса», субсчет 50-3 «Денежные документы», в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Оплата путевок с расчетного счета организации отражается по кредиту счета 51 «Расчетные счета» в корреспонденции с дебетом счета 76. Если путевка выдана под отчет от отделения (филиала отделения) ФСС РФ, то она учитывается на забалансовом счете «Бланки строгой отчетности».

Если часть путевки оплачивается за счет средств организации, то расходы по приобретению путевки являются прочими расходами отчетного периода и отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы» (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Когда путевки выдаются сотрудникам, их стоимость списывается со счета 50, субсчет 50-3, в дебет счетов 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», субсчет 69-1 «Расчеты по социальному страхованию» (в части стоимости путевки, оплачиваемой за счет средств ФСС РФ), и 91, субсчет 91-2 (в части стоимости путевки, оплачиваемой за счет средств организации). По мере выдачи путевок их стоимость отражается в таблице «Расходы по обязательному социальному страхованию с начала года» расчетной ведомости по средствам ФСС РФ.

Важно отметить, что расходы организации на оплату путевки в детский оздоровительный лагерь не учитываются при исчислении налога на прибыль (п. 29 ст. 270 НК РФ). Так как в бухгалтерском учете эта сумма признается в составе прочих расходов, а для налогообложения не учитывается при исчислении прибыли, то возникает постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство (п. 4 и 7 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»).

Данные операции отражаются следующими проводками:

Дебет 76     Кредит 51
— перечислены денежные средства в оплату путевки;

Дебет 50-3     Кредит 76
— принята к учету приобретенная путевка;

Дебет 69-1     Кредит 50-3
— списана часть стоимости путевки за счет средств ФСС;

Дебет 91-2     Кредит 50-3
— включена в состав прочих расходов часть стоимости путевки, оплаченная страхователем;

Дебет 99     Кредит 68
— отражено постоянное налоговое обязательство.

Если часть стоимости путевки работник оплачивает самостоятельно, то это отражается следующими проводками:

Дебет 76     Кредит 51
— перечислены денежные средства в оплату путевки;

Дебет 73     Кредит 76
— расходы по оплате стоимости путевок отнесены на расчеты с работниками;

Дебет 70     Кредит 73
— удержана из заработной платы работников стоимость путевок в санаторий;

Дебет 73     Кредит 50
— выплачена компенсация работникам;

Дебет 91-2     Кредит 73
— отражена в составе прочих расходов компенсация стоимости путевок в санаторий работникам;

Дебет 99     Кредит 68
— отражено постоянное налоговое обязательство.

Детям отдых, бухгалтерии налогообложение

Как уже было отмечено выше, расходы на оплату путевок за счет организации не учитываются при налогообложении налога на прибыль. Поэтому данные суммы не являются объектом налогообложения по ЕСН и взносам на обязательное пенсионное страхование (п. 3 ст. 236 НК РФ и п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Начисление страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с сумм, уплаченных за путевки, также не производится (п. 16 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. № 765).

Что касается НДФЛ, то, с одной стороны, стоимость выданной сотруднику путевки можно посчитать доходом и она должна облагаться налогом. Но на основании п. 9 ст. 217 Налогового кодекса стоимость путевки, выданной сотруднику для отдыха его несовершеннолетнего ребенка, НДФЛ не облагается.

Безвозмездная передача путевок сотрудникам может стать спорным моментом при налогообложении НДС. Но так как операции организаций по реализации путевок в рамках оказания услуг санаторно-курортными организациями, находящимися на территории России, освобождаются от налогообложения НДС, то и безвозмездная их передача сотрудникам также производится без НДС (подп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ, письмо Минфина России от 16 марта 2006 г. № 03-05-01-04/68).

Несмотря на то что организация отдыха детей сотрудников за счет ФСС — процедура далеко не простая, все-таки заниматься ей стоит. Ведь при этом не только сотрудники и их дети получают определенные блага, но и работодатель имеет свою выгоду. Совершенно очевидно, что если сотрудник не беспокоится о своем ребенке во время летних каникул, то и отношение его к работе будет лучше.

Таблица. Нормы оплаты путевок за счет средств ФСС

ГодВид учрежденияСрок путевки или оплаты набора продуктов питанияОплата за счет средств обязательного социального страхованияЗаконода-
тельные и норма-
тивные правовые акты Российской Федерации
2006I. Полная или частичная оплата стоимости путевок для детей школьного возраста застрахованных граждан:
Детские санатории — для детей в возрасте от 4 до 15 лет и санаторные оздорови-
тельные лагеря круглого-
дичного действия — для детей школьного возраста до 15 лет (включительно)
Со сроком пребывания 21-24 дняИз расчета до 450 рублей на одного ребенка в суткиПункт 1 статьи 10 Федераль-
ного закона от 22 декабря 2005 г. № 173-ФЗ; подпункт «а» пункта 5 постанов-
ления Прави-
тельства РФ от 17 апреля 2006 г. № 215
Загородные стационарные детские оздорови-
тельные лагеря для детей школьного возраста до 15 лет (включительно)
Со сроком пребывания не менее 7 дней в период весенних, осенних, зимних школьных каникул и не более чем за 24 дня в период летних школьных каникулВ размере до 50% средней стоимости путевки, установ-
ленной органами исполни-
тельной власти субъектов РФ исходя из фактически сложившихся цен на путевки в такие лагеря, расположенные на территории этого субъекта, и до 100% средней стоимости путевки для детей работников тех организаций, финансовое положение которых не позволяет им оплачивать путевки в такие лагеря
Пункт 1 статьи 10 Федераль-
ного закона от 22 декабря 2005 г. № 173-ФЗ; подпункт «а» пункта 5 постанов-
ления Прави-
тельства РФ от 17 апреля 2006 г. № 215
II. Оплата стоимости набора продуктов питания для детей:
Организованные органами исполни-
тельной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления оздорови-
тельные лагеря с дневным пребыванием детей и с организацией двух- или трехразо-
вого питания
Со сроком пребывания не менее 5 дней в период весенних, осенних, зимних школьных каникул и не более чем за 21 день пребывания в период летних школьных каникулИсходя из фактически сложившихся цен в соответст-
вующем субъекте РФ и на основании договоров, заключенных региональными отделениями Фонда социального страхования РФ с указанными органами исполни-
тельной власти и органами местного самоуправ-
ления
Пункт 3 статьи 10 Федераль-
ного закона от 22 декабря 2005 г. № 173-ФЗ; подпункт «б» пункта 5 постанов-
ления Прави-
тельства РФ от 17 апреля 2006 г. № 215
2007I. Полная или частичная оплата стоимости путевок для детей застрахованных граждан:
Детские санатории — для детей в возрасте от 4 до 15 лет и санаторные оздоровительные лагеря кругло-
годичного действия — для детей школьного возраста до 15 лет (включительно)
Со сроком пребывания 21-24 дняИз расчета до 500 рублей на одного ребенка в суткиПункт 1 статьи 11 Федераль-
ного закона от 19 декабря 2006 г. № 234-ФЗ; подпункт «а» пункта 5 постанов-
ления Прави-
тельства РФ от 5 марта 2007 г. № 144
Загородные стационарные детские оздорови-
тельные лагеря для детей школьного возраста до 15 лет (включительно)
Со сроком пребывания не менее 7 дней в период весенних, осенних, зимних школьных каникул и не более чем за 24 дня в период летних школьных каникулВ размере до 50% средней стоимости путевки, установ-
ленной органами исполни-
тельной власти субъектов РФ исходя из фактически сложившихся цен на путевки в такие лагеря, расположенные на территории этого субъекта, и до 100% средней стоимости путевки для детей работников бюджетных организаций, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней, и других организаций, финансовое положение которых не позволяет им оплачивать стоимость путевки в такие лагеря
Пункт 1 статьи 11 Федераль-
ного закона от 29 декабря 2006 г. № 234-ФЗ; подпункт «а» пункта 5 постанов-
ления Прави-
тельства РФ от 5 марта 2007 г. № 144
II. Оплата стоимости набора продуктов питания для детей:
Организованные органами исполни-
тельной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправ-
ления оздорови-
тельные лагеря с дневным пребыванием детей и с организацией двух- или трехразо-
вого питания
Со сроком пребывания не менее 5 дней в период весенних, осенних, зимних школьных каникул и не более чем за 21 день пребывания в период летних школьных каникулИсходя из фактически сложившихся цен в соответст-
вующем субъекте РФ и на основании договоров, заключенных региональными отделениями Фонда социального страхования РФ с указанными органами исполнительной власти и органами местного самоуправ-
ления
Пункт 3 статьи 11 Федераль-
ного закона от 29 декабря 2006 г. № 234-ФЗ; подпункт «б» пункта 5 постанов-
ления Прави-
тельства РФ от 5 марта 2007 г. № 144
На 2008 и на пла-
новый период 2009-
2010
I. Полная или частичная оплата стоимости путевок для детей школьного возраста застрахованных граждан:
Детские санаторные оздорови-
тельные лагеря круглого-
дичного действия, расположенные на территории РФ
С продолжительностью пребывания 21-24 дняИз расчета до 535 рублей на одного ребенка в сутки в 2008 году, до 570 рублей в 2009 году и до 604 рублей в 2010 годуПункт 1 статьи 11 Федераль-
ного закона от 21 июля 2007 г. № 183-ФЗ
Загородные стационарные детские оздорови-
тельные лагеря
С продолжитель-
ностью пребывания не более чем за 24 дня в период школьных каникул
В порядке, определяемом Правительством Российской ФедерацииПункт 1 статьи 11 Федераль-
ного закона от 21 июля 2007 г. № 183-ФЗ
II. Оплата стоимости набора продуктов питания для детей:
Организованные органами исполни-
тельной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления оздорови-
тельные лагеря с дневным пребыванием детей и с организацией двух- или трехразового питания
Не более чем за 21 день пребывания в период школьных каникулИсходя из фактически сложившихся цен в данном регионеПункт 3 статьи 11 Федераль-
ного закона от 21 июля 2007 г. № 183-ФЗ

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA