Топ-менеджмент: «предпродажная» подготовка

Топ-менеджмент: «предпродажная» подготовка

25.09.2008 распечатать

Продажа бизнеса — весьма распространенное на рынке явление, связанное подчас с глобальными кадровыми переменами. При этом очень часто среди тех, кого «попросили уйти», оказываются топ-менеджеры компании, перешедшей в руки новых владельцев. По какой схеме идет процесс увольнения и возможно ли не оказаться в числе его непосредственных участников?

Чтобы определить, какой вариант развития событий ждет топ-менеджера после продажи компании новому собственнику, необходимо сперва понять, от кого исходит инициатива проведения сделки. Самым распространенным вариантом является покупка бизнеса не имеющим никаких скрытых намерений человеком «со стороны». К этой категории приобретателей относят, как правило, стратегических инвесторов и даже конкурентов, пожелавших расширить свое дело. Второй путь — это реализация фирмы ее нынешним владельцем. И, наконец, третий — давление действующего менеджмента организации на собственника, преследующее своей целью навязывание «единственно верного» в определенной ситуации решения.

Рассматривая первый и, как уже было сказано, самый популярный метод продажи бизнеса, можно отметить, что подготовиться «с вещами на выход» следует, главным образом, финансовому директору. Дело в том, что занимающий эту должность человек, как правило, тесно связан с владельцем юридического лица. Логично предположить, что у нового «хозяина» будет на примете точно такой же «свой» сотрудник, готовый по первому зову занять важнейший стратегический пост. А вот больше всех шансов на то, чтобы подольше задержаться в компании, у генерального директора, который должен максимально подробно ввести в курс дела пришедших в фирму людей. Не исключено, что он останется на своем посту, в отличие от остальных топ-менеджеров. Практика сделок по купле-продаже предприятий об этом свидетельствует. Совсем иная ситуация, если руководящие позиции в компании занимают родственники собственника. Почти со стопроцентной вероятностью их заменят на других специалистов, да и сами они вряд ли захотят остаться.

Ценные кадры

Впрочем, иногда желание нового собственника организации сохранить полностью состав менеджмента счастливо совпадает с намерениями самих сотрудников. Это, возможно, к примеру, в ситуации, когда старый хозяин предприятия теряет заинтересованность в развитии конкретной компании, постепенно сокращает текущие в нее денежные потоки. В этих условиях капитализация фирмы снижается и ее можно купить по «бросовой» цене. Пришедший к управлению собственник, объективно оценив положение, вполне может дать шанс действующему топ-менеджменту, а те, в свою очередь, получают возможность продемонстрировать свои деловые качества и сохранить «пригретое» место. Но стоит признать, что подобный вариант развития событий довольно специфичен.

Куда менее специфично и более понятно желание купившего фирму человека сохранить ее «на плаву», а по возможности упрочить положение на рынке. Рубанув же с плеча и уволив, например, финансового директора, на котором была «завязана» вся деятельность соответствующей службы, собственник рискует затопить сносно плывущий «корабль». Между тем в российских компаниях традиционно непросто отделить топ-менеджера от организации, отмечают эксперты журнала «Консультант». Они также подчеркивают, что эта тенденция особенно заметна в производственных подразделениях компании. По этой причине новый владелец прилагает максимум усилий для сохранения технологических кадров, в том числе главного технолога и директора по производству. Подыскать вместо них аналогичных по квалификации сотрудников, которые смогут быстро освоить тонкости производственного процесса, невероятно трудно.

Ход конем

Даже если топ-менеджер чувствует шаткость своего положения, он имеет возможность изменить его и убедить владельца фирмы в своей чрезвычайной полезности. Как утверждают специалисты, в таких ситуациях в ход может пойти блеф и банальный «торг» за положение и заработную плату в компании. По итогам своеобразных переговоров сотрудник способен не только сохранить свои позиции в организации, но и улучшить их. Тут многое зависит от умения топ-менеджера выстроить стратегию беседы, от его знаний в области психологии.

Не надо, однако, забывать, что и у собственника наверняка имеются насчет работника определенные, не всегда радужные для того, задумки. Примечательно, что «ход конем» перед заключением сделки о купле-продаже компании может совершить действующий собственник организации. Допустим, контракты сотрудников составлены так, что топ-менеджерам при продаже бизнеса выплачивается солидный бонус. Тратить средства на отрезанный, в общем-то, ломоть у пока еще действующего хозяина, вполне естественно, нет никакого желания. Поэтому неблаговидным, но с прагматической точки зрения разумным поступком станет выдавливание всеми возможными способами менеджеров из компании еще до ее продажи. Если эту хитроумную операцию получится провернуть, сделка пройдет без финансовых «отягощений» для продавца. Поэтому сохраняйте бдительность, господа топ-менеджеры.

А. Конев, обозреватель «Федерального агентства финансовой информации»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.