Сага о списании долгов

Сага о списании долгов

18.09.2008

Вам приходилось списывать задолженность по налогу? Если да, то основные особенности этой процедуры вам наверняка известны. Но  даже если дело обстоит именно так — можете ли вы с уверенностью сказать, что вам удалось учесть все нюансы? И не возникнут ли проблемы в случае проведения налоговой проверки?

Безнадежный долг

Предположим, что за вашей организацией числится недоимка, взыскание которой невозможно по экономическим, социальным или юридическим причинам. В соответствии с п. 1 ст. 59 Налогового кодекса она признается безнадежной и может быть списана в общем порядке. Правила списания задолженности по федеральным налогам и сборам устанавливает Правительство. Что касается региональных и местных налогов, то тут вступают в силу нормы, введенные исполнительными органами государственной власти субъектов РФ и местными администрациями. Эти правила применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам (п. 2 ст. 59 НК РФ).

Порядок признания

Решение о том, что долг по налогу может быть признан безнадежным и списан, принимается в отношении фирм, ликвидированных в соответствии с российским законодательством. Кроме того, такое постановление может быть вынесено и в пользу индивидуальных предпринимателей, признанных банкротами, а также умерших физических лиц.

Приведенные выше принципы изложены в постановлении Правительства от 12 февраля 2001 г. № 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам». Данный документ был принят в целях реализации статьи 59 Налогового кодекса.

внимание

Правила списания задолженности по федеральным налогам и сборам устанавливаются Правительством.

Федеральный, региональный, местный

Если налоговый орган принял решение признать задолженность по налогам, сборам, пеням или штрафам безнадежной к взысканию и подлежащей списанию, то из этого следует, что отсутствует возможность поступления указанных денежных средств в соответствующий бюджет. Поэтому постановлением Правительства от 12 февраля 2001 г. № 100 установлен критерий, определяющий процедуру списания в соответствии с региональным или местным постановлением. Таким критерием является вид налога — федеральный, региональный или местный.

Налог на пользователей автодорог

Совсем недавно Федеральная налоговая служба выпустила письмо от 17 апреля 2008 г. № ГИ-15-1/426 «О порядке списания задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог» в соответствии со ст. 59 Налогового кодекса. В нем рассматривался запрос организации о списании долга по данному налогу и приводились соответствующие рекомендации чиновников.

Конечно, данное письмо нельзя принимать как панацею и без опаски списывать задолженность по налогу на пользователей автомобильными дорогами или другим платежам — даже если ваша ситуация аналогична той, что рассматривается в указанном выше постановлении. Ведь такой документ не носит нормативного характера и является лишь разъяснением по конкретному вопросу. Но все же им вполне можно руководствоваться как справочной информацией, если вы намерены решить проблему своего безнадежного долга перед бюджетом.

Как сказано в п. 1 ст. 19 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», который на данный момент уже утратил силу, налог на пользователей автомобильными дорогами относился к федеральным налогам. С учетом этого, задолженность по нему признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию в порядке, установленном постановлением Правительства от 12 февраля 2001 г. № 100. Значит, организация спокойно может такой долг перед бюджетом списать.

ссылка на закон

Критерием списания задолженности региональным или местным постановлением является вид налога — федеральный, региональный или местный (постановление Правительства от 12 февраля 2001 г. № 100)

Судебная практика

Отдельного упоминания достоин такой вопрос, как судебные разбирательства. По мнению арбитров, для принятия налоговым органом решения о признании недоимки по налогу безнадежной к взысканию и ее списании с лицевого счета налогоплательщика необходимо:

  • наличие объективных обстоятельств экономического, социального или юридического характера, вследствие которых недоимку взыскать невозможно;
  • соблюдение налогоплательщиком установленного Правительством порядка признания недоимки по налогу безнадежной к взысканию.

Так, ФАС Центрального округа в своем постановлении от 30 ноября 2007 г. по делу № 64-2562/07-22 встал на сторону налоговиков. В целом ситуация выглядела следующим образом: в рамках реализации федеральной целевой программы «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса» (2002–2006 гг.) было принято постановление Правительства от 13 сентября 2005 г. № 562-39. Оно предписывало Федеральной налоговой службе списать задолженности прошлых лет по федеральным налогам, сборам и пеням с компаний, на базе которых планируется образование федеральных казенных предприятий. 25 августа 2006 г. вышло распоряжение Правительства № 1189, согласно которому каждое федеральное государственное унитарное предприятие преобразовывалось в иную структуру — федеральное казенное предприятие. Более того — это же распоряжение обязывало УФНС списать задолженность данных фирм по федеральным налогам и сборам за исключением задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, начисленным на момент создания указанного предприятия. Инспекция произвела списание задолженности налогоплательщика по обязательным платежам и пеням, однако применительно к штрафным санкциям по НДФЛ аналогичная процедура произведена не была, в связи с чем компания обратилась в суд.

Увы, судьи отказали налогоплательщику, руководствуясь статьей 59 Налогового кодекса. Дело в том, что из содержания постановления Правительства от 13 сентября 2005 г. № 562-39 и распоряжения Правительства № 1189 от 25 августа 2006 г. следовало, что этими нормативными актами не предусмотрено признание задолженности по штрафам безнадежной к взысканию и подлежащей в связи с этим списанию. У инспекции не было оснований удовлетворять заявление о списании данной задолженности, а суд не мог заставить налоговиков принять соответствующее решение, так как он не вправе по своей инициативе списывать долги налогоплательщика, нереальные для взыскания.

Ю. Ягудина

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA