Ликвидация ОС по частям

Ликвидация ОС по частям

19.09.2008

Сложные основные средства, которые состоят из нескольких частей, в некоторых случаях целесообразнее частично ликвидировать, нежели списывать целиком. О том, к каким налоговым последствиям приведет данная операция и как ее верно оформить, читайте в статье.

ОС простое и сложное

Согласно пункту 6 ПБУ 6/01 (утверждено приказом Минфина от 30 марта 2001 г. № 26н), единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Таковым признается:

? объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;

? обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы. Под ним понимается один или несколько предметов одного и того же или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированное на одном фундаменте. В результате каждый входящий в него предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Как правило, бухгалтеры предпочитают первый способ. Это связано с тем, что списать отдельное ОС (и заменить его на новое в случае необходимости) куда более просто, чем, к примеру, исправить пришедшую в негодность составную часть «комплексного» основного средства. Ведь и в бухгалтерском и в налоговом учете это приведет к изменению первоначальной стоимости ОС (п. 2 ст. 257 НК, п. 14 ПБУ 6/01).

Однако некоторые объекты, как, например, лингафонный класс и другое высокотехнологичное оборудование с большим количеством микросхем, большинство организаций предпочитают учитывать именно вторым, более сложным, способом. Если один объект содержит несколько частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, то каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Это общее правило действует и в налоговом учете основных средств. Как правило, бухгалтеры предпочитают первый способ. Однако существуют такие объекты, которые придется учитывать комплексно несмотря ни на что.

Несколько слов о частичном списании. Допустим, в собственности фирмы «комплексные» ОС, которые требуется частично списать. Зачастую данная процедура сопровождается последующей модернизацией либо реконструкцией.

Для оформления частичной ликвидации ОС, как и в случае выбытия основного средства, в организации приказом руководителя создается комиссия, в состав которой входят главный бухгалтер и лица, ответственные за сохранность объектов. Об этом говорится в пункте 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету ОС, утвержденных приказом Минфина от 13 октября 2003 года № 91н.

Принятое комиссией решение оформляется в акте на списание объекта. В нем указываются данные, характеризующие основное средство: дата принятия объекта к учету; год изготовления или постройки; время ввода в эксплуатацию; срок полезного использования; первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации; проведенные переоценки, ремонты, причины выбытия с их обоснованием; состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов. Акт утверждает руководитель юрлица (п. 78 указаний).

Как известно, все затраты налогоплательщика должны быть обоснованны и документально подтверждены (ст. 252 НК). С учетом этого Минфин в письме от 27 августа 2008 года № 03-03-06/1/479 рекомендует в акте о частичной ликвидации указать причины таких действий («дооборудование», «техническое перевооружение» или др.). Также комиссии необходимо определить долю ликвидируемого имущества, исчисляемую в процентном отношении, например, указать, что ликвидации подлежит 30 процентов ОС.

С учетом установленной доли определяется приходящаяся на ликвидируемое имущество остаточная стоимость и начисленная амортизация. В оставшейся части основного средства амортизация продолжает начисляться в порядке, установленном главой 25 Кодекса, исходя из скорректированной на стоимость ликвидированной части стоимости имущества.

В случае продажи на сторону ликвидированной части амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от такой операции на остаточную стоимость амортизируемого имущества (п. 1 ст. 268 НК). Как видим, финансисты настаивают на особом порядке учета таких операций, отличном от продажи МПЗ в случае вывода из эксплуатации основных средств.

Правда, Кодекс не содержит специальных положений относительно учета операций по частичной ликвидации основных средств. А посему фирма может руководствоваться общим порядком признания расходов, возникающих при ликвидации ОС. Такие затраты, включая суммы недоначисленной амортизации, являются внереализационными расходами и учитываются в периоде осуществления ликвидации (подп. 8 п. 1 ст. 265, п. 2 ст. 318 НК).

НДС-головоломка

При частичной ликвидации ОС неизбежно возникает вопрос: что делать с НДС в части, относящейся к недоамортизированной стоимости демонтированной части оборудования? К сожалению, налоговое законодательство не содержит алгоритма действий. Также отсутствуют и разъяснения Минфина, который расщедрился лишь на ситуации вывода из эксплуатации целых объектов.

Согласно официальной позиции Минфина налог, ранее принятый к вычету по приобретенным объектам, необходимо восстанавливать (письма от 7 декабря 2007 г. № 03-07-11/617 и от 22 ноября 2007 г. № 03-07-11/579). При этом суммы НДС, подлежащие восстановлению, исчисляются исходя из остаточной (балансовой) стоимости, без учета переоценки. В обоснование своей позиции финансисты ссылаются на пункты 2 и 3 статьи 170 Кодекса, в соответствии с которыми налог подлежит восстановлению в случаях, когда приобретенные ОС не используются в деятельности, облагаемой НДС. Можно предположить, что аналогичный порядок будет применяться и в отношении частичной ликвидации.

Впрочем, обнадеживают выводы судей, которые указывают на то, что налоговым законодательством не предусмотрена обязанность по восстановлению и уплате в бюджет налога при списании недоамортизированных основных средств в связи с их ликвидацией. Именно такой вывод содержится в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 31 января 2007 года № Ф04-9240/2006(30180-А27-25) по делу № А27-12493/2006-6 и в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 17 апреля 2006 года № Ф08-1410/2006-589А по делу № А53-26166/2005-С6-22.

Если фирма продает полученное в результате частичной ликвидации объекта оборудование, то описанная проблема отпадает сама собой. Ведь результат выполненных работ по демонтажу используется для операции, облагаемой НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК).

Аналогичный порядок действует для налогового вычета по строительно-монтажным работам, связанным с частичной ликвидацией ОС. Последующая реализация образовавшихся частей и механизмов позволяет принять налог к вычету в общеустановленном порядке (подп. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК). В случае использования полученных МПЗ для собственных нужд сумму НДС придется учитывать в составе внереализационных расходов соответствующего периода (постановление ФАС Северо-Западного округа от 3 сентября 2007 г. по делу № А05-789/2007).

Бухгалтерский учет

Итак, с налоговой стороной при частичной ликвидации основных средств более-менее определились. А как обстоят дела в бухгалтерском учете?

При частичной ликвидации организация отражает выбытие части объекта. С бухгалтерского учета в общеустановленном порядке списывает соответствующую часть первоначальной стоимости и сумму амортизации, относящейся к выбывающей части ОС (п. 29 ПБУ 6/01).

Демонтированное оборудование приходуется по аналогии с материалами, полученными в результате ликвидации объектов ОС, — по текущей рыночной стоимости, с зачислением соответствующей суммы на финансовые результаты. Об этом говорится в пункте 54 Положения по ведению БУ и отчетности (утверждено приказом Минфина от 29 июля 1998 г. № 34н). Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов (п. 9 ПБУ 5/01).

О. Сопунько, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное