Налоговое благоустройство территорий

Налоговое благоустройство территорий

15.09.2008

Эффектная, благоустроенная территория, прилегающая к офису, не только создает позитивный настрой работникам фирмы, но и улучшает ее оценку в глазах партнеров. Но можно ли столь «декоративные» расходы отнести на себестоимость?

Совет от Минфина

Как известно, амортизируемым имуществом признаются ОС и НМА, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода, и стоимость которых погашается путем начисления амортизации (п. 1 ст. 256 НК). Отличительными признаками такого имущества являются срок полезного использования (более 12 месяцев) и первоначальная стоимость (не менее 20 000 рублей).

В то же время на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса объекты внешнего благоустройства не подлежат амортизации. Следовательно, капитальные расходы на их создание и приобретение не учитываются в целях налогообложения прибыли. Именно такой вывод содержится в письме Минфина от 30 октября 2007 года № 03-03-06/1/745. Финансисты отмечают, что действующее законодательство не содержит определения «благоустройство территории». А посему необходимо руководствоваться его общепринятым значением в контексте использования для целей налогового законодательства. Под вложениями в объекты внешнего благоустройства понимаются затраты, которые не связаны с коммерческой деятельностью организации и направлены на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории фирмы. К ним относятся: устройство дорожек, скамеек, посадка деревьев и кустарников, устройство газонов и прочие (письмо Минфина от 2 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/203).

Текущие расходы на благоустройство территории также не учитываются при налогообложении, так как они не удовлетворяют критериям экономической обоснованности (ст. 252 НК). Впрочем, в этой связи небезынтересным выглядит постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 июля 2008 года № Ф04-3966/2008(8960-А46-15) по делу № А46-7717/2007. В нем судьи указали, что списание затрат на ремонт уже существующих объектов благоустройства вполне обоснованно. В частности, восстановление асфальтового покрытия не влечет приобретения либо создания нового имущества, так как к моменту проведения работ данное покрытие уже существовало. На этом основании учет расходов по оплате подрядных работ в составе затрат, уменьшающих доходы в целях исчисления налога на прибыль, вполне правомерен. Однако рассчитывать на то, что к мнению отдельных судей прислушаются инспекторы на местах, вряд ил приходится.

Надо, значит надо

Справедливости ради следует сказать, что иногда и сам Минфин оказывается не столь категоричен в вопросах списания затрат на благоустройство. Правда, для такой альтернативной точки зрения зачастую есть законодательная подоплека. Так, например, в письме Минфина от 2 апреля 2007 года № 03-03-06/1/203 говорится, что организация, эксплуатирующая компрессорную станцию, относящуюся к опасным производственным объектам магистрального трубопроводного транспорта, обязана соблюдать положения нормативных правовых актов (нормативных технических документов) в области промышленной безопасности (п. 1 ст. 9 Закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ). Следовательно, расходы на ремонт и техническое обслуживание площадки этой компрессорной станции, производимые на основании дефектной ведомости в соответствии с требованиями вышеназванных нормативных правовых актов, могут быть учтены в составе прочих расходов налогоплательщика в соответствии с положениями статьи 260 Кодекса.

Проблема «входного» НДС

Впрочем, в подавляющем большинстве случаев благоустройство территории фирма вынуждена проводить за счет чистой прибыли. Естественно, сумма НДС со стоимости выполненных сторонними организациями строительно-монтажных работ по созданию такого объекта вычету в этом случае не подлежит. Нельзя ее включить и в стоимость приобретаемого ОС (п. 2 ст. 170 НК).

А вот если фирма создала такой объект собственными силами, то суммы налога по материалам, использованным для выполнения СМР, она может предъявить к вычету в общеустановленном порядке (п. 6 ст. 171 и п. 1 и 5 ст. 170 НК).

Т. Петрухина, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное