«Первичка» для Росстата

«Первичка» для Росстата

11.09.2008

Отчетность, которую в ходе своей работы приходится составлять хозяйствующим субъектам, далеко не ограничивается налоговыми декларациями и бухгалтерским балансом. Среди прочего сведения о деятельности фирм и предпринимателе необходимы и для государственного статистического учета. Недавно правительство утвердило Положение об условиях предоставления подобных данных в обязательном порядке.

Долгое время порядок предоставления хозяйствующими субъектами статистической отчетности регламентировали исключительно решения самих статистических органов. Россия оставалась одной из немногочисленных стран, где не было закона, который регулировал бы статистическую деятельность на федеральном уровне. Долгожданный нормативный акт был принят лишь в конце прошлого года — Закон от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ (далее — Закон № 282-ФЗ). Безусловно, никаких революционных новшеств в порядок проведения статистического учета он не привнес, но, тем не менее, ряд принципиальных изменений все же имел место быть.

Одним из подзаконных актов, которые правительству необходимо было утвердить в связи с принятием Закона № 282-ФЗ, как раз и является Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статучета (далее — Положение). С этой задачей кабинет министров успешно справился, выпустив постановление от 18 августа 2008 г. № 620, вступившее в силу 2 сентября текущего года.

Статобязанные

Согласно пункту 3 Положения обязанность предоставлять статведомству необходимые сведения или административные данные возложена, прежде всего, на юридических лиц, созданных на территории Российской Федерации, подразделения зарубежных компаний, работающих в нашей стране, а также на органы государственной власти и местного самоуправления.

В отдельные категории респондентов выделены российские индивидуальные предприниматели и фирмы, представляющие малый и средний бизнес. Дело в том, что первые должны сдавать статотчетность только в том случае, если непосредственно в отношении них проводится федеральное статистическое наблюдение (п. 2 ст. 8 Закона № 282-ФЗ). Для вторых же, к которым, кстати, причислены и ПБОЮЛ, предусмотрен упрощенный порядок подачи первичных статистических данных (ст. 5, п. 3 ст. 7 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ, далее — Закон № 209-ФЗ).

Вместе с тем согласно пункту 2 Положения представление статотчетности носит обязательный характер лишь при соблюдении некоторых условий. Так, во-первых, должны быть утверждены соответствующие формы статнаблюдений и указания по их заполнению. Во-вторых, они должны быть доведены до сведения респондентов. В частности, пункт 4 Положения устанавливает, что органы статучета обязаны размещать формы статотчетности и порядок их заполнения на своих официальных интернет-сайтах, а также бесплатно предоставлять респондентам их печатный аналог подобной документации.

Кстати говоря, согласно пункту 5 Положения сменятся «статобязанные» и на уровне компаний. Если ранее ответственным за подачу статистических данных считался руководитель организации, то теперь он обязан уполномочить делать это от имени юрлица отдельное должностное лицо. Таким образом, данный «назначенец» и будет нести административную ответственность за недолжное представление отчетности.

Статвина

Пунктом 14 Положения предусмотрено, что непредставление или несвоевременная подача респондентами статотчетности, либо указание недостоверных данных влечет ответственность, предусмотренную законодательством. Так, за нарушение порядка формирования и сдачи статинформации ответственный за данное мероприятие может расстаться с суммой от 3000 до 5000 рублей. Такой штраф предусмотрен статьей 13.9 Кодекса об административных правонарушениях.

Впрочем если речь идет об отражении недостоверных данных, к которому причисляется любое нарушение указаний по заполнению отчетности (и относятся все арифметические и логические ошибки), то у «провинившегося» все же есть шанс все исправить. Обнаружив «погрешности», представители статведомства в трехдневный срок обязаны направить компании соответствующее письменное уведомление. В свою очередь у респондента также есть три дня на то, чтобы внести все необходимые правки и составить сопроводительное письмо, обосновывающее исправления (п. 6 Положения).

Технические моменты

Конкретные сроки и периодичность подачи статинформации должны быть указаны на соответсвующих формах отчетности (п. 4 Положения). Составлять ее можно как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Соответственно направлять данные в статведомство можно как лично или через представителя, так и по почте или по телекоммуникационным каналам связи. Однако органам статистики еще только предстоит определить стандарты программного обеспечения, технические носители, каналы связи, средства защиты, условия использования электронной цифровой подписи, а также формат отражения сведений в электронном виде.

Датой сдачи отчетности в случае использования почтовой или телекоммуникационной связи признается день отправки данных. При передаче статинформации лично или через представителя по просьбе респондента сотрудники статведомства на копии формы статнаблюдения проставят отметку о принятии документа и фактическую дату ее представления.

«Малая» статистика

Как уже упоминалось, в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства установлен упрощенный порядок составления статотчетности. Так, согласно статье 5 Закона № 209-ФЗ сплошные статнаблюдения за подобными хозяйствующими субъектами возможны лишь не чаще одного раза в пять лет, и то только начиная с 2010 года. На данный же момент в отношении представителей малого бизнеса проводятся лишь выборочные статнаблюдения. Иными словами, обязанность по предъявлению статинформации в данном случае распространяется лишь на те фирмы и предпринимателей, которые попали в выборку. Перечень таковых ежегодно определяется Росстатом. При этом если попавшие в него средние фирмы (от 100 до 250 человек) обязаны сдавать ежемесячную, ежеквартальную и годовую отчетность, то микропредприятия (менее 15 человек) должны отчитываться лишь по итогам года. Малым же компаниям (от 15 до 100 человек) необходимо составлять ежеквартальную и годовую отчетность. Такие Правила проведения выборочных статнаблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства утверждены постановлением правительства от 16 февраля 2008 года № 79.

М. Тушнов, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное