Реорганизация: новая методичка по бухучету

Реорганизация: новая методичка по бухучету

11.09.2008

В современном мире процессы слияний и поглощений юридических лиц отнюдь не редкость. С целью упорядочения контроля за любителями «перестройки бизнеса» Минфин подготовил изменения и дополнения в Методические указания по формированию отчетности при реорганизации. Соответствующие корректировки внесены приказом от 4 августа 2008 года № 73н.

Напомним, что рекомендации по формированию бухгалтерской отчетности при реорганизации фирм утверждены приказом Минфина от 20 мая 2003 года № 44н. Удивительно, но до недавнего времени никаких изменений в данный документ не вносилось. Традиция была прервана приказом № 73н, который вступает в силу 13 сентября 2008 года. Рассмотрим наиболее важные нововведения.

Общие правила

Для начала отметим, что методические указания устанавливают правила формирования в бухгалтерской отчетности информации об осуществлении реорганизации юридических лиц. Данные правила не распространяются на кредитные организации и бюджетные учреждения.

Первое изменение касается оценки имущества и обязательств. Отныне оценка выкупленных по требованию акционеров акций реорганизуемым акционерным обществом в размере фактических затрат отражается в заключительной бухгалтерской отчетности по статье «Собственные акции, выкупленные у акционеров» бухгалтерского баланса. Именно так выглядит новая редакция абзаца 3 пункта 8 методички. Ранее к таким операциям предъявлялись несколько иные требования. При аннулировании выкупленных реорганизуемой фирмой собственных акций после выполнения всех предусмотренных процедур на номинальную стоимость акций в бухгалтерском учете отражалось уменьшение уставного капитала. Возникающая при этом разница между фактическими затратами на выкуп акций и их номинальной стоимостью относилась на финансовые результаты реорганизуемой организации в качестве операционных доходов (расходов).

Также пункт 9 раздела 3 дополнен новым абзацем. В нем говорится о том, что вступительная отчетность, составляемая на дату внесения в реестр записи о государственной регистрации организации, которая создается путем реорганизации в форме разделения или выделения, может являться одновременно ее заключительной бухгалтерской отчетностью. Это возможно при соблюдении нескольких условий:

  • при внесении одновременно с этими действиями записи о прекращении деятельности организации, создаваемой аналогичным способом;
  • при неизменности оценки имущества, передаваемого по разделительному балансу, являющемуся одновременно передаточным актом в соответствии с действующим законодательством.

Естественно, не обошлось и без «технических» изменений. В новой редакции пункта 12 методических указаний с «внереализационных» на «прочие» изменена классификация затрат, связанных с реорганизацией.

Особенности форм реорганизации

Вступительная бухгалтерская отчетность возникшей в результате реорганизации в форме слияния фирмы на дату ее государственной регистрации формируется на основе:

  • данных передаточного акта и построчного объединения (суммирования или вычитания при наличии непокрытых убытков прошлых лет);
  • числовых показателей заключительной бухгалтерской отчетности реорганизованных организаций, сформированной с учетом отраженных в бухгалтерском учете операций.

Исключение составляют взаимные расчеты по числовым показателям. При этом суммирование числовых показателей отчетов о прибылях и убытках организаций, реорганизуемых в форме слияния, во вступительной бухгалтерской отчетности возникшей в результате реорганизации фирмы не производится (п. 17).

С 13 сентября 2008 года аналогичный порядок применяется организациями, реорганизуемыми в форме разделения или выделения одновременно со слиянием создаваемых фирм с другими компаниями. На основе данных разделительного баланса и построчного объединения числовых показателей заключительной бухгалтерской отчетности формируется вступительная бухгалтерская отчетность правопреемника.

С вступлением в силу приказа № 73н механизм формирования показателей отчетности при осуществлении реорганизации в форме присоединения распространяется на юрлица, созданные путем разделения или выделения. Такие организации применяют пункт 23 методических указаний в случае одновременного разделения (выделения) и присоединения. Бухгалтерская отчетность правопреемника на дату внесения в реестр записи о прекращении деятельности последней из присоединенных фирм формируется на основе:

  • данных передаточного акта и построчного объединения (суммирования или вычитания при наличии непокрытого убытка прошлых лет) числовых показателей заключительной бухгалтерской отчетности присоединяющейся организации с учетом отраженных ею в бухгалтерском учете операций;
  • числовых показателей бухгалтерской отчетности правопреемника, составленной на дату государственной регистрации прекращения деятельности присоединяющейся организации.

При этом не учитываются числовые показатели, отражающие взаимные расчеты. Суммирование числовых показателей отчетов о прибылях и убытках правопреемника и присоединяющейся организации за отчетные периоды до даты государственной регистрации прекращения деятельности последней не производится. Числовые показатели отчета о прибылях и убытках правопреемника при реорганизации в форме присоединения с даты государственной регистрации прекращения деятельности присоединяющейся организации отражают доходы и расходы реорганизованной в форме присоединения организации.

Финансисты не могли обойти стороной еще одну специфическую ситуацию. В новой редакции пункта 30 описывается реорганизация компании в форме разделения, осуществляемой с одновременным слиянием или присоединением создаваемых фирм с другими юрлицами на дату внесения в Реестр записи о государственной регистрации организаций, создаваемых путем реорганизации в форме разделения. С учетом особенностей таких действий составляется вступительная бухгалтерская отчетность, которая при внесении в Реестр записи о прекращении деятельности созданной организации может являться одновременно ее заключительной бухгалтерской отчетностью. Данное правило распространяется на одновременную реорганизацию путем выделения и слияния (присоединения). Именно такой вывод следует из содержания «дополнительного» абзаца пункта 38 методических указаний.

П. Гнуситчук, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA