Столовая в компании

Столовая в компании

09.09.2008 распечатать

Наличие собственной столовой в компании, безусловно, большой плюс для сотрудников. Но прежде чем открывать такое подразделение, стоит хорошо продумать порядок организации его деятельности и налоговые последствия. Ведь законодательство предусматривает сразу несколько вариантов налогообложения подобных пунктов питания.

По существу порядок учета затрат на содержание столовых зависит от трех факторов:

  • от того, кому предоставляются услуги — только своим работникам, или допускаются и сторонние посетители;
  • от того, какова площадь зала обслуживания — более 150 квадратных метров или не превышает этого порогового значения;
  • с какой целью создана столовая — как один из видов деятельности, направленной на извлечение прибыли, или создана исключительно для обеспечения комфортных условий труда.

Однако сразу оговоримся, что последние два показателя имеют значение только в том случае, если в муниципальном образовании, где компания ведет деятельность, решением местных властей услуги общественного питания переведены на уплату ЕНВД.

Таким образом, в зависимости от комбинации перечисленных факторов столовая может быть:

  • обслуживающим производством и хозяйством, содержание которых подпадает под действие статьи 275.1 Налогового кодекса;
  • структурным подразделением, расходы на которые учитываются согласно подпункту 48 пункта 1 статьи 264 Кодекса;
  • переведена на уплату ЕНВД в соответствии с главой 26.3 Налогового кодекса.
«Вмененное» питание

Фирме в случае открытия столовой в первую очередь необходимо выяснить, не введена ли на территории ее деятельности система налогообложения в виде ЕНВД в отношении услуг общественного питания. Если да, то следует тщательно проанализировать, отвечает ли создаваемое компанией подразделение условиям перевода на «вмененку».

Прежде всего, если площадь будущей столовой превышает 150 квадратных метров, то о ЕНВД можно тут же забыть. В противном случае, скорее всего, применения спецрежима избежать не удастся, по крайней мере, без риска оказаться в суде. Дело в том, что по мнению специалистов главного финансового ведомства, для перевода столовой на «вмененку» достаточно соблюдения лишь двух условий: наличия необходимого решения местных властей и площади зала обслуживания, не превышающей 150 квадратных метров. При этом, как отметили финансисты в письме от 21 августа 2008 г. № 03-11-04/3/393, не имеют никакого значения даже источник и порядок финансирования «столовой» деятельности. Аналогичным образом эксперты финансового ведомства высказывались и в отношении формы расчетов за услуги столовой (письмо Минфина от 17 апреля 2007 г. № 03-11-04/3/118). Тот факт, что питание предоставляется по талонам или его стоимость удерживается из заработной платы сотрудников, тоже не играет никакой роли в вопросе применения ЕНВД. Иными словами, если следовать логике Минфина, то даже в ситуации, когда услуги общепита предоставляются бесплатно и исключительно своим сотрудникам, компании все равно придется уплачивать в отношении данной деятельности «вмененный» налог (письмо Минфина от 19 декабря 2007 г. № 03-11-04/3/505).

Между тем данная позиция финансового ведомства весьма спорна. Так, необходимым условием для признания фирмы плательщиком ЕНВД является осуществление ею предпринимательской деятельности. В свою очередь, по смыслу пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса, это означает, что деятельность компании должна быть направлена на систематическое получение прибыли. А о какой прибыли может идти речь, если работа столовой финансируется исключительно за счет чистой прибыли от основного бизнеса и работники питаются в ней бесплатно? Данную точку зрения поддерживают и многие судьи, причем зачастую даже в том случае, когда за услуги общепита с сотрудников взимается плата. Главное, чтобы, как говорится, «посторонним вход был воспрещен», — тогда деятельность столовой, скорее всего, будет квалифицирована арбитрами как направленная на обеспечение комфортных условий труда. На руку компании, безусловно, сыграет и тот факт, что в ее уставе предусмотрена обязанность по организации питания персонала, для исполнения которой и создана столовая (постановления ФАС Северо-Западного округа от 5 августа 2008 г. по делу № А13-10425/2007, ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 июня 2008 г. по делу № А33-11148/07-Ф02-2593/08, ФАС Поволжского округа от 15 апреля 2008 г. по делу № А72-7035/2007-13/194).

Обратите внимание, что в случае если применение ЕНВД все же неизбежно, то с открытием столовой компании необходимо наладить раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении «вмененной» и «общережимной» деятельности. При этом все затраты, которые связаны с оказанием услуг общепита, вне зависимости от того, за счет каких источников они погашаются, должны учитываться как расходы, относящиеся к деятельности, переведенной на уплату ЕНВД.

Кроме того, в течение пяти дней с начала работы столовой фирме необходимо встать на учет в инспекции по месту нахождения данного подразделения (п. 2 ст. 346.28 НК).

«Посторонним вход воспрещен»

Итак, если по тем или иным причинам деятельность столовой не подпадает под уплату ЕНВД, то порядок учета расходов на ее содержание зависит от того, кому предоставляются услуги общепита — лишь собственным сотрудникам или же всем желающим.

Затраты, которые связаны с содержанием помещений столовых, обслуживающих лишь трудовой коллектив организации, уменьшают базу по налогу на прибыль согласно подпункту 48 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса (письмо Минфина от 23 апреля 2008 г. № 03-03-06/1/291). В соответствии с данной законодательной нормой подобные траты можно единовременно списать в составе прочих расходов.

Кроме того обратите также внимание, что действие статьи 264 распространяется только на содержание помещений общепита, а именно:

  • оплату потребляемой электроэнергии, отопления, топлива, воды;
  • амортизацию основных средств, используемых в деятельности столовой;
  • расходы на ремонт помещений столовой.

Таким образом, остальные расходы, не поименованные в подпункте 48 пункта 1 статьи 264 Кодекса, подлежат учету по соответствующим статьям в составе расходов текущего отчетного периода, конечно, при условии, что они отвечают требованиям статьи 252 Кодекса. Так, расходы на зарплату сотрудникам столовых будут учитываться на основании статьи 255 Налогового кодекса в составе расходов на оплату труда (письма Минфина от 13 марта 2008 г. № 03-03-06/1/173, от 17 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/244, от 11 сентября 2007 г. № 03-03-06/1/659).

В состав расходов на оплату труда может быть включена и стоимость бесплатного (льготного) питания работников организации, при условии, что выдача оного предусмотрена коллективным или трудовым договором (п. 25 ст. 255 НК). Однако данные суммы будут являться объектом налогообложения как ЕСН и взносов на ОПС, так и НДФЛ (п. 1 ст. 236, п. 1 ст. 210 НК). Следовательно, в данной ситуации компания сталкивается с необходимостью вести персонифицированный учет выданных персоналу обедов, фиксируя их стоимость в доходах работников.

Если же условие о предоставлении сотрудникам льготного питания или компенсации удорожания его стоимости не закреплено ни в трудовом, ни в коллективном договоре, то соответствующие затраты в целях налогообложения прибыли учесть не удастся, за исключением случаев, когда подобная льгота прямо предсмотрена законодательством (п. 25 ст. 270). Но при этом данные суммы уже не облагаются ЕСН (п. 3 ст. 236 НК).

Не стоит забывать также, что к деятельности столовых применяется пункт 27 статьи 270 Налогового кодекса. Согласно данному положению при расчете налога на прибыль не учитываются затраты на оплату ценовых разниц при реализации работникам товаров по льготным (ниже рыночных) ценам. Иными словами, образовавшийся в результате подобных действий убыток не уменьшает базу по налогу на прибыль (письмо Минфина от 25 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/1/199).

Добро пожаловать!

В случае если услуги общепита организация предоставляет еще и сторонним лицам, разумеется, за плату, то столовая признается объектом обслуживающего производства (абз. 2 ст. 275.1 НК, письма Минфина от 13 ноября 2007 г. № 03-03-06/4/148, от 7 ноября 2007 г. № 03-03-06/1/775)). Это означает, что налогообложение подобной деятельности должно производиться с учетом требований статьи 275.1 Налогового кодекса. Причем местонахождение такой столовой (то есть тот факт, на территории предприятия она расположилась или за его пределами) никакого значения не имеет (письмо Минфина от 29 марта 2006 г. № 03-03-04/1/308).

Итак, согласно статье 275.1 Налогового кодекса, фирмы, в состав которых входят подразделения, занимающиеся использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют «прибыльную» базу по указанной деятельности отдельно от иных ее видов хозяйствования. При этом данная законодательная норма устанавливает особый порядок признания в налоговом учете убытков. Так, если таковой возникнет в результате деятельности «фирменной» столовой, то учесть его в текущем отчетном периоде при формировании налоговой базы по основному виду деятельности можно лишь при соблюдении определенных условий:

  • если стоимость товаров, работ, услуг, реализуемых через столовую, не превышает стоимости аналогичных услуг специализированных фирм, осуществляющих подобную деятельность;
  • если затраты на содержание пункта общепита не выше обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое фирмами, специализирующимися на данном виде деятельности;
  • условия оказания услуг, выполнения работ организацией не должны существенно отличаться от тех же условий у специализированных организаций, для которых эта деятельность является основной.

Если хотя бы одно из перечисленных требований не выполняется, то на погашение убытка, связанного с содержанием столовой, можно направить только прибыль от этой же деятельности. При этом срок, в течение которого он может быть погашен, ограничен десятью годами.

Стоит отметить также, что, как пояснили финансисты в письме Минфина от 4 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/318, доходы и расходы от функционирования столовой следует учитывать суммарно, не разделяя налоговую базу по реализации продукции для «своих» и для сторонних лиц. Таким образом, и порядок учета убытков, полученных подобным подразделением, распространяется на убытки, которые связаны с оказанием услуг как работникам организации, так и сторонним лицам.

В том случае, если столовой получен убыток, но по месту ее нахождения не наблюдается специализированных компаний, занимающихся аналогичным видом деятельности (в пределах муниципального образования), фирма вправе для целей налогообложения принять расходы в размере фактических затрат, но в пределах определенных норм. Речь идет о нормативах на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утверждаемых органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика.

С. Котова, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.