Налог на игорный бизнес: магия чисел

Налог на игорный бизнес: магия чисел

02.09.2008

Объект обложения налогом на игорный бизнес признается зарегистрированным с даты представления компанией в инспекцию соответствующего заявления. Но как определить час «икс», если таковое будет отправлено в налоговую по почте? Дело в том, что Налоговый кодекс не содержит ответа на данный вопрос.

Каждые новые игровой стол или автомат, дополнительную кассу тотализатора или букмекерской конторы фирма, решившая подзаработать на азартных инстинктах населения, обязана зарегистрировать в налоговой инспекции не позднее чем за два дня до их установки (п. 2 ст. 366 НК). Аналогичным образом — не позднее чем за два дня — компании необходимо уведомить ревизоров и о выбытии какого-либо объекта налогообложения (п. 3 ст. 366 НК). При этом и в том и в другом случае данная обязанность считается исполненной с момента, когда фирмой будет подано в инспекцию соответствующее заявление о регистрации «игорных» объектов или об изменении (уменьшении) их количества. Форма первого документа утверждена приказом Минфина от 24 января 2005 года № 8н, второго — приказом МНС от 8 января 2004 года № ВГ-3-22/5@.

Итак, именно с даты представления подобных заявлений «азартный» источник дохода и признается зарегистрированным или, наоборот, выбывшим (п. 4 ст. 366 НК). Вместе с тем, согласно пункту 5 статьи 366 Налогового кодекса, заявление о регистрации объекта налогообложения может быть представлено налогоплательщиком в инспекцию как лично или через его представителя, так и посредством почтовой связи. Только вот какую дату принимать за день представления заявления в случае, если оно направлено по почте с описью вложения, главный Налоговый закон не устанавливает.

Почему это важно?

Согласно статье 370 Налогового кодекса, от даты установки или выбытия игровых автоматов, столов, касс тотализатора и букмекерских контор зависит и сумма налога. В частности, налогоплательщикам выгодно вводить «новичков» в работу после 15-го числа месяца, так как в этом случае платить налог надо будет в половинном размере. Ведь, согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 370 Кодекса, в подобной ситуации сумма налога по новым «азартным» объектам рассчитывается как произведение их количества и одной второй ставки налога. Практически то же самое относится и к дате выбытия «игорных» источников дохода. Только в данном случае компании более выгодно, когда игровые автоматы, столы, кассы тотализатора или букмекерских контор покидают ряды своих собратьев до 15-го числа месяца (п. 4 ст. 370 НК). Таким образом, варьируя дату установки или выбытия «игорного» объекта, фирма может законно сэкономить на уплате налогов. Однако в условиях неопределенности с датой представления заявления по почте подобная оптимизация возможна только при условии подачи документа лично или через представителя.

Впрочем, если речь идет именно об установке нового стола или автомата, то в данном случае, действительно, главное — хотя бы какая-то дата, на которую можно ориентироваться. Ведь подключение «новичка» — вещь, поддающаяся планированию, которая может подстроиться под любые сроки, если они обозначены. Другое дело, если речь идет о выбытии «азартного» объекта, поскольку зачастую выйти из строя он может весьма неожиданно.

История вопроса

В ноябре 2005 года Федеральная налоговая служба выпустила письмо, гласившее, что при направлении заявлений о регистрации «игорных» объектов по почте днем их представления в налоговый орган является фактическая дата получения налоговым органом данных документов (письмо ФНС от 3 ноября 2005 г. № 22-1-11/2029). Иными словами, даже если, к примеру, касса тотализатора была приобретена фирмой в начале месяца, подгадать ее установку так, чтобы сэкономить на налоге, было весьма проблематично. А неожиданный выход из строя «игорного» объекта и вовсе означал уплату налога даже за те дни, когда «азартный» источник дохода фактически никакой прибыли уже не приносил. Ведь в этом случае само заявление об уменьшении числа объектов налогообложения фирма направляет, когда аппарат уже не работает. Но выбывшим его признают только после того, как «почтовое» заявление доходит до налоговиков.

В 2006 году рассматриваемый законодательный пробел попытались заполнить представители Минфина. В письме от 7 июля 2006 года № 03-06-05-02/06 они указали, что датой подачи заявления о регистрации объекта игорного бизнеса, направленного по почте, считается шестой день с момента его отправки. При этом финансисты отметили, что в Налоговом кодексе на самом деле предусмотрено два варианта для определения даты представления документов. Так, для налоговых деклараций таковой считается день отправки (п. 4 ст. 80 НК), а для акта налоговой проверки и уведомления об освобождении от уплаты НДС — шестой день со дня отправления письма (п. 5 ст. 100, п. 7 ст. 145 НК). Вместе с тем, почему для случая подачи заявления о регистрации «игрового» объекта как нельзя лучше подходит именно второй метод, эксперты главного финансового ведомства толком не пояснили. Впрочем, предложенный чиновниками вариант, безусловно, выигрывал по сравнению с тем, к которому склонялись налоговики.

Новый поворот

Недавно в письме от 9 июля 2008 года № 03-05-04-05/03 специалисты Минфина все же пересмотрели свою позицию. Сославшись на сложившуюся арбитражную практику (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2007 г. № А19-3072/07-15-Ф02-5730/07, ФАС Поволжского округа от 24 января 2008 г. № А57-5534/07-45), они указали, что дату представления заявления о регистрации «игорного» объекта, отправленного по почте, следует определять в том же порядке, что установлен для налоговых деклараций (п. 4 ст. 80 НК). Иными словами, таковой признается непосредственно день отправки почтового отправления с описью вложения. Таким образом, отправив заявление сразу же по факту поломки игрового автомата, фирме не придется переплачивать налог.

С. Котова, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное