Не забудьте заплатить за выбросы!

Не забудьте заплатить за выбросы!

01.09.2008

Что и говорить, призыв, озвученный в заголовке, многим организациям приходится игнорировать. Но не всем из них удается скрыть это от фискалов, и халатное отношение к своим обязанностям по защите окружающей среды может обернуться для таких фирм весомыми штрафами или иными санкциями.

Пояснить и прояснить

В соответствии с Федеральным Законом РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» организациям, наносящим ущерб окружающей среде, необходимо вносить за это плату. Эта норма затрагивает большинство фирм, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Было бы неправильно считать, что основной вред экологии наносят исключительно компании, занятые в перерабатывающих и добывающих отраслях российской экономики.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Регулирование возможного урона окружающей среде осуществляется за счет того, что все организации обязаны выплачивать определенные суммы денег пропорционально своему негативному воздействию на природу.

Кроме того, статьей 22 Федерального Закона РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» для всех природопользователей установлены нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. Эти нормы касаются: выбросов веществ и микроорганизмов; отходов производства и потребления; допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий) и другие нормативы.

Согласование нормативов

Все юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность, обязаны разработать и согласовать с Ростехнадзором нормативы образования отходов. На практике это должно выглядеть так: индивидуальные предприниматели и юридические лица разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа. Разработку такой документации можно поручить специализированной организации, заключив с ней договор.

Для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы Ростехнадзора соответствующее заявление, приложив к нему следующий пакет документов:

  • копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов);
  • проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
  • копию лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов. Данная норма действительна только для юридического лица — пользователя недр, который такой лицензией располагает.

Территориальные органы Ростехнадзора обязаны в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных документов, принять решение об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо об отказе в этом, указав мотивированное основание.

Если принято положительное решение по этому вопросу, представителям контролирующих учреждений следует утвердить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Срок действия этих требований составляет 5 лет при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья.

вопрос-ответ

Может случиться так, что компания не заплатит «экологию» вовремя. Что же грозит неплательщику в данной ситуации? Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, согласно статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение соответствующего штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от 3000 до 6000 рублей;
  • на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.
Частный случай

Сложности по уплате «экологии» могут возникнуть и в рамках взаимоотношений арендодателя и арендатора. Порой сторонам проблематично определить плательщика данного сбора. Но здесь на помощь приходит Ростехнадзор. По мнению его представителей, здесь приоритетным является вопрос определения лица, осуществляющего размещение отходов. В соответствии с Федеральным Законом РФ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались (письмо Ростехнадзора от 2 августа 2007 г. № 04-18/1038).

Применительно к аренде помещения отходы образуются в результате хозяйственной деятельности арендатора, а не в результате сдачи в аренду офисных помещени арендодателем. Таким образом, изначально собственником мусора будет являться именно арендатор.

Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 4 вышеуказанного закона, право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении имущества. Следуя указанной норме, стороны вправе предусмотреть в договоре аренды переход права собственности на образованные арендатором отходы к арендодателю. Кроме того, можно руководствоваться п. 4 ст. 4 вышеупомянутого закона, в соответствии с которым отходы, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказаться от права собственности на них, становятся собственностью лица, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находится брошенный мусор.

Расплатиться за мусор

До настоящего времени существует некоторая неопределенность в вопросе о том, следует ли вносить плату за бытовые отходы, образующиеся в деятельности любой организации (картон, офисная бумага, лампы, пищевые отходы и т. д.), если они вывозятся по договору специализированной организацией, имеющей лицензию.

С одной стороны, из Федерального Закона РФ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что размещением мусора организация не занимается, поскольку нельзя утверждать, что она осуществляет хранение и захоронение отходов. Соответственно, если толковать положение законодательства в этом ключе, то все вопросы следует адресовать лицам, вывозящим и размещающим на полигоне мусор, или же арендодателю помещения, если обеспечение вывоза отходов и внесение платы за их размещение по договору является его обязанностью.

С другой стороны, само по себе наличие договора на размещение (вывоз) отходов не снимает автоматически с природопользователя обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Ведь, согласно Федеральному Закону РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», оно является платным, и природопользователь не может быть освобожден от платы за размещение мусора.

Несмотря на то, что организация, в результате деятельности которой появляются отходы, несет затраты по их вывозу, она, тем не менее, должна возместить государству ущерб за сам факт размещения (а не утилизации) мусора. Эта точка зрения находит поддержку и у арбитражных судов некоторых регионов (например, постановление ФАС Поволжского округа от 8 июля 2004 г. № А12-145/04-С35).

важно

К отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства

При наличии авто...

Транспортные средства являются передвижными объектами негативного воздействия, поэтому за них нужно вносить соответствующую плату. В постановлении Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. № 344 нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух установлены в зависимости не от объема выброса загрязняющих веществ, а от вида и количества использованного топлива.

Таким образом, организация должна рассчитывать платежи путем умножения соответствующих нормативов на количество израсходованного за отчетный период (квартал) топлива, а также на установленные поправочные коэффициенты к нормативам платы.

О. Сумина

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное