Выездная проверка обособленных подразделений

Выездная проверка обособленных подразделений

01.09.2008 распечатать

Компания, у которой есть обособленные подразделения, должна быть готова к тому, что если уж налоговики нагрянут к ней с выездной проверкой, то задержатся надолго. Правда, видимо, инспекторы даже в эти сверхсроки не успевают как следует изучить всю подноготную организации, а потому проводят самостоятельные проверки «обособленцев». Другое дело, что в некоторые из них налоговикам путь заказан.

Обособленным подразделением организации может считаться любое территориально удаленное от нее подразделение, по месту нахождения которого были оборудованы стационарные рабочие места (ст. 11 НК). Причем обособленное подразделение признается таковым независимо от того, отражен факт его создания в учредительных или прочих организационно-распорядительных документах организации или нет. Не имеют значения также и полномочия, которыми конкретное подразделение наделяется.

Понятие «обособленное подразделение», применяемое в основном к нормам налогового законодательства, является собирательным и включает любую территориально обособленную структуру организации. Гражданский кодекс, в свою очередь, выделяет также понятия «филиалы» и «представительства».

В настоящее время выездная проверка филиалов и представительств может проводиться в двух видах: либо как самостоятельная проверка, либо в рамках проведения проверки организации в целом.

Самостоятельная проверка подразделения

Согласно статье 89 Налогового кодекса, ревизоры наделены правом проверять обособленные подразделения независимо от проведения проверки в головной организации. Такая проверка проводится тем налоговым органом, на территории которого осуществляет деятельность конкретный филиал или представительство. Правда, сфера влияния налоговиков в этом случае — лишь вопросы правильности исчисления и своевременности уплаты региональных или местных налогов (п. 7 ст. 89 НК).

Сразу же хотелось бы обратить внимание на то, что объектом выездной проверки может выступать не каждое территориально обособленно выделенное подразделение организации, а только филиал или представительство. Проводить самостоятельную выездную проверку подразделений, не являющихся таковыми, налоговые органы не могут. Такой позиции придерживается Минфин в письме от 31 июля 2008 года № 03-02-07/1-327.

Не стоит забывать и о том, что проводить более двух проверок по одному налогу за один и тот же период налоговики не вправе. Неправомерны действия налоговиков и в тех случаях, когда контролеры «наведались» в определенный филиал больше двух раз за год, за исключением случаев, когда проверка проводится либо в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, либо вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Продолжаться такое «свидание» с сотрудниками налогового органа может не дольше одного месяца (п. 7 ст. 89 НК).

Решение о проведении такой проверки принимается руководителем или заместителем руководителя налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения. Оно предоставляется руководителю или представителю обособленного подразделения в момент прибытия проверяющих на объект проверки вместе с их служебными удостоверениями.

По результатам проверки обособленного подразделения составляется акт, один экземпляр которого вручается руководителю обособленного подразделения. Копия указанного акта направляется в налоговый орган по месту постановки на учет головной организации. Акт налоговой проверки подписывается руководителем обособленного подразделения.

В рамках проверки головной организации

Проведение выездной налоговой проверки, в рамках которой осуществляется проверка обособленного подразделения, проводится налоговым органом по месту учета головной организации. Однако на основе запроса этого налогового органа инспекции по месту регистрации обособленных подразделений выделяют должностных лиц, которые занимаются проверкой филиалов.

Решение о проведении выездной налоговой проверки организации с одновременной проверкой входящих в ее состав обособленных подразделений принимает руководитель налогового органа по месту постановки на учет головной организации или его заместитель. Количество экземпляров такого решения должно соответствовать количеству обособленных подразделений. Они направляются в налоговые органы по месту нахождения подразделений проверяемой организации на следующий день после вручения решения о проведении проверки ее руководителю или представителю. Такое правило установлено положениями пункта 3.3 «Методических указаний по проведению комплексных выездных налоговых проверок налогоплательщиков-организаций (налоговых агентов, плательщиков сборов), в состав которых входят филиалы (представительства) и иные обособленные подразделения», утвержденных письмом МНС от 7 мая 2001 года № АС-6-16/369@.

Нужно отметить, что до самих работников обособленного подразделения решение о проведении проверки доводится непосредственно в момент прибытия на объект проверки налоговиков. День вручения руководителю или представителю организации такого решения считается датой начала проверки. При этом проверка филиала не может начаться ранее начала проведения проверки головной организации (п. 3.5 Методических указаний).

По окончании проверки обособленного подразделения проверяющие заполняют «Раздел акта выездной налоговой проверки (полное название головной организации, ИНН) по обособленному подразделению (ИНН/КПП)», который направляется в инспекцию, проводящую проверку головной организации. В свою очередь эта инспекция после полного завершения проверки на основании полученных материалов составляет справку о проведенной проверке. Дата составления такой справки считается датой окончания проверки (п. 3.8 Методических указаний). После этой даты никакие действия по осуществлению налогового контроля обособленных подразделений в рамках этой проверки проводиться не могут.

Кто ответит за нарушения?

К сожалению, выявление нарушений налогового законодательства в ходе проверки — далеко не редкость. Не являются в этом плане исключением и контрольные мероприятия, проводимые в обособленных подразделениях. Однако здесь возникает вопрос: кто будет отвечать за такое нарушение — организация или сам филиал (представительство)?

Пунктом 1 статьи 107 Налогового кодекса ответственность за совершение налоговых правонарушений возложена на организации и физические лица. Организациями в данном случае признаются юридические лица (п. 2 ст. 11 НК). А поскольку обособленное подразделение не является самостоятельным юридическим лицом, то и ответственность за налоговые правонарушения следует возлагать на головную организацию.

Кроме того, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций не являются самостоятельными налогоплательщиками, а только исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения. Поэтому в случае выявления налоговых правонарушений при проведении выездной налоговой проверки обособленного подразделения решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности следует выносить в отношении головной организации с указанием на обособленное подразделение. О том, что привлекать филиалы к налоговой ответственности нельзя, напоминают и судьи (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14 марта 2006 г. по делу № А74-3347/05-Ф02-963/06-С1).

М. Лазоревская, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...