«Проездной» документ от штрафа

«Проездной» документ от штрафа

01.09.2008 распечатать

Тарифы на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта регулируются государством. Иными словами, фирма, оказывающая подобные услуги, вне зависимости от формы собственности не вправе назначать цену проездного билета выше предельной стоимости, утвержденной чиновниками. Но как быть, если государственные мужи не спешат исполнить возложенную на них «ценовую» обязанность?

Согласно статье 424 Гражданского кодекса в предусмотренных законом случаях фирмы и предприниматели обязаны применять цены (тарифы, расценки, ставки), которые устанавливаются и регулируются уполномоченными государственными органами. Составление и утверждение конкретных перечней продукции и услуг (с учетом норм законодательства), стоимость которых на внутреннем рынке страны контролируется государством, — прерогатива правительства (п. 1 Указа Президента от 28 февраля 1995 г. № 221). При этом в общем случае регулируемые цены должны применяться всеми предприятиями и организациями независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, если иное прямо не предусмотрено законом. Списки сфер деятельности с подконтрольным ценообразованием кабинет министров утвердил постановлением от 7 марта 1995 года № 239. Согласно этому документу регулируемыми являются тарифы на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, а полномочия устанавливать их отданы региональным властям. В свою очередь в Республике Карелия, в которой произошла интересующая нас история, данные полномочия Законом от 26 декабря 2005 г. № 950-ЗРК были делегированы муниципальным властям районов и городских округов. Но на этом цепочка захлебнулась — дальше передавать сию обязанность городской администрации Петрозаводска было некуда, но и тарифы ею так и не были утверждены. Вправе ли организации, оказавшись в подобной ситуации, устанавливать цену на проезд самостоятельно?

Нет тарифов — работай бесплатно

Выяснить данное обстоятельство на собственном опыте не так давно пришлось одной предпринимательнице, развернувшей свою деятельность, как мы уже упоминали, в Петрозаводске. Бизнес-леди зарабатывала деньги в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров общественным транспортом по двум маршрутам городского сообщения. Деятельность она вела на основании лицензии, выданной Карельским республиканским отделением Ространсинспекции, и в полном соответствии с расписанием движения городских автобусов, согласованным с администрацией Петрозаводска. Стоимость проезда в своих транспортных средствах бизнесвумен установила в размере 10 рублей за одну поездку. Именно этот факт и не пришелся по душе петрозаводской прокуратуре, нагрянувшей к предпринимательнице с проверкой на предмет соблюдения законодательства о государственном регулировании цен на услуги общественного транспорта. Ревизоры указали, что администрация города не регламентировала стоимость проезда на маршрутах, используемых бизнес-леди, и пришли к выводу, что последняя установила подобный тариф и взимала плату за проезд незаконно. По данному факту заместитель прокурора Петрозаводска и вынес постановление о возбуждении производства об административном правонарушении по части 1 статьи 14.6 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно данной норме КоАП за завышение или занижение регулируемых государством цен, надбавок к ценам и иное нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов) гражданам грозит штраф от 2000 до 2500 рублей, должностным лицам — от 4000 до 5000 рублей. Юридическим лицам за такой «проступок» и вовсе придется выложить от 40 000 до 50 000 рублей.

Производством по делу нашей героини занялись сотрудники Министерства экономического развития Республики Карелия. Логика специалистов прокуратуры оказалась достаточно близкой для них, так что в итоге постановлением ведомства предпринимательница была привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 4000 рублей (как должностное лицо). Видимо, по мнению чиновников, в ситуации отсутствия установленных тарифов перевозками бизнесвумен должна была заниматься и вовсе бесплатно. Правда, сама предпринимательница позиции контролеров не оценила и не поддержала, напротив — обратилась в суд.

Нет события — нет ответственности

Не разделили воззрений ревизоров и судьи ФАС Северо-Западного округа, постановлением от 21 июля 2008 г. № А26-254/2008 удовлетворив все требования бизнес-леди. Арбитры отметили, что МЭР Республики Карелия, привлекая бизнесвумен к ответственности, не установили ни факта завышения, ни факта занижения ею тарифов, в то время как обязанность доказывания подобных обстоятельств лежит именно на административном органе. К тому же, указали они, в вину бизнес-леди вменяется применение неустановленного тарифа в отсутствие утвержденных цен на проезд, что, по сути, означает, что привлечение ее к ответственности произошло из-за бездействия местного органа самоуправления. Между тем установление порядка регулирования тарифов и ценообразования не входит в полномочия предпринимателя, занимающегося транспортным обслуживанием в соответствии с заключенным договором. Данные действия являются обязанностью органа местного самоуправления, подчеркнули служители Фемиды, и ответственность за то, что они так и не были совершены, не может быть переложена на лицо, которое обязано лишь применять тарифы, и не более того. С учетом перечисленных обстоятельств судьи признали обжалуемое бизнесвумен постановление МЭР Республики Карелия незаконным в связи с отсутствием события административного правонарушения.

С. Котова, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.