Охота на аудиторов

Охота на аудиторов

20.08.2008 распечатать

Аудиторы в России появились не так давно, в 1987 году, однако уже за столь короткий срок представители этой профессии столкнулись с немалым количеством испытаний. Вот и теперь чиновники готовят очередной закон, способный не только подорвать авторитет аудиторских фирм, но и усложнить их повседневную деятельность.

Основополагающие принципы

Аудиторы ежегодно проверяют правильность ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности у большинства крупных и средних хозяйственных организаций всех отраслей экономики, оценивают эффективность систем внутреннего контроля многомиллионных сумм оборотов в компаниях, представляющих различные организационные формы и виды собственности. Такие проверки и оценки должны быть полностью независимыми, объективными и честными. При этом необходимо, чтобы представители бизнеса доверяли аудиторам и были убеждены, что обман и злоупотребления для представителей данной профессии в принципе исключаются.

Приступая к проверке правильности ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, аудиторы должны быть свободными от какой-либо зависимости или заинтересованности, которая может быть признана не совместимой с принципами аудита. Это относится и к работе по осуществлению финансового учета и составлению отчетности, выполняемой по поручению клиентов аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами.

Доверие клиента к подобным проверкам во многом основывается на статье 8 Федерального Закона «Об аудиторской деятельности» (от 7 августа 2001 г. № 119-Ф3). Согласно этому документу, «аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими Федеральными законами... В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, а также иными лицами, получившими доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, на основании настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков».

Совсем недавно стало известно, что в этот закон по инициативе Министерства финансов и Центробанка будут внесены изменения, которые могут раз и навсегда поставить крест на таком важнейшем понятии, как «аудиторская тайна».

В чем суть?

Дело в том, что совсем недавно сотрудники Центробанка подготовили, а затем направили в Министерство финансов законопроект, согласно которому аудиторы должны будут оповещать контролирующие органы о правонарушениях, совершенных инспектируемыми банками и другими коммерческими организациями, если это было выявлено в ходе проверок. По сути, речь идет о кардинальном пересмотре и внесении существенных поправок в целый ряд действующих законов — «Об аудиторской деятельности», «О банках и банковской деятельности» и о «Центральном банке Российской Федерации». В частности, предлагается закрепить «...обязанности аудиторской организации информировать Банк России о выявленных в ходе аудиторской проверки фактах, указывающих на наличие угрозы интересам кредиторов и вкладчиков кредитных организаций, а также определение перечня такой информации».

Отныне, как предполагают чиновники, аудиторы обязаны будут информировать власти о любых нарушениях, которые впоследствии могут привести к прекращению деятельности данной инспектируемой организации. Также раскрытию подлежат «факты недобросовестных действий», но при этом не уточняется, что именно может быть отнесено к таковым.

Будущие поправки предоставят возможность Центробанку запрашивать и получать у аудиторов всю необходимую информацию для того, чтобы оценивать состояние дел в финансовых учреждениях страны. По мнению представителей ЦБ, это будет способствовать оздоровлению банковской сферы Российской Федерации.

Не все так просто

Однако оптимизм Центрального Банка разделяют далеко не все, и, прежде всего, сами аудиторы. Ведь они рискуют потерять немалую часть своих клиентов, если планируемые поправки в законодательство все-таки будут внесены. Это, в свою очередь, может просто поставить крест на многих успешных аудиторских организациях, так как немалая часть предпринимателей непременно захочет разорвать с ними контракты.

Не в восторге от инициативы Центрального Банка и законодатели. По мнению большинства из них, аудиторы сами должны решать как им следует работать. Например, Владислав Резник, глава комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам, отметил, что «...рассматриваемая инициатива может вызвать практические осложнения в ходе аудиторских проверок, подорвать доверие между аудиторами и их клиентами, основанное на конфиденциальности их отношений, привести к оттоку клиентов от аудиторов, пользующихся авторитетом на рынке и проявляющих принципиальность при подготовке аудиторских заключений, к аудиторам, склонным к компромиссам в отношениях с клиентами».

Естественно, в таких условиях не только банковские, но и другие частные организации не смогут полностью довериться аудиторским компаниям, что приведет к исчезновению понятия «аудиторской тайны» и разорению огромного количества фирм и специалистов в этой сфере деятельности. Некоторые представители российского бизнеса уже отреагировали на данное заявление, причем негативно. По их мнению, данная инициатива есть не что иное, как очередная попытка властей приструнить предпринимательство в стране.

Дело в том, что и сегодня аудиторы могут сообщать органам власти о тех или иных нарушениях, если они сочтут это необходимым. Однако если данная процедура будет исполняться в принудительном порядке, то ни к чему хорошему это не приведет.

Без комментариев

Мы попытались связаться с представителями нескольких аудиторских фирм, чтобы узнать их мнение по поводу готовящихся поправок. Однако никто из них пока не хочет делиться своими соображениями на этот счет. По их мнению, пока рано комментировать подобные заявления, так как перспективы внесения этих поправок довольно туманны. Кроме того, даже если они будут одобрены, вступят в силу далеко не сразу.

Но как отметила одна из аудиторов столицы, пожелавшая остаться неизвестной, данные перемены ничего хорошего ни российской банковской системе, ни предпринимательству в целом сулить не могут.

– Многие мои знакомые и коллеги очень негативно отреагировали на запрос Центрального Банка, — заявила респондентка. — Существуют определенные опасения по поводу того, что все это — очередная попытка власти приручить не совсем угодных бизнесменов. Если это действительно так, то позитивного результата от принятия данных поправок ждать не приходится. Лично я все же надеюсь, что истинная причина заключается в другом. Дело в том, что сегодня по всему миру слышны отголоски финансового кризиса в США. Именно поэтому и Россия, и многие другие страны стараются перестраховаться. Пересмотр некоторых пунктов законодательства в сфере банковского дела и аудита непременно позволит добиться этого.

Как отмечает аудитор, стремление властей можно понять, но здесь не учтены следующие моменты. Во-первых, раскрытие «аудиторской тайны» не только не обеспечит соответствующие органы большей информацией о серьезных нарушениях, но и поставит под удар всю безопасность банковской системы в стране. Ведь чем больше каналов, по которым проходит информация, тем больше вероятность ее утечки. Подобная ошибка может дорого обойтись банкирам.

Во-вторых, будет нанесен серьезный удар и аудиторскому делу. И речь здесь идет не только о том, что резко упадет авторитет этих специалистов в стране. Гораздо опаснее другое: они могут просто остаться без работы. Будет срабатывать следующий психологический момент: зачем обращаться к услугам аудитора, если он может настучать на фирму?

– Остается надеяться, что финансовый кризис скоро подойдет к концу, а вместе с ним приобретут спокойствие и власти. В противном случае, могут последовать и более жесткие решения, — подытожила наша собеседница.

А за границей?

Финансовый кризис в США, повлекший за собой существенные неприятности для крупнейших экономик мира, напрямую сказывается на аудиторской деятельности. Весной этого года представители крупнейших центральных банков и иных государственных финансовых учреждений планеты призвали всех банкиров обнародовать максимально подробные данные о своих рискованных вложениях.

Подобная инициатива, по мнению европейских и американских специалистов, поможет обезопасить финансовую сферу как в отдельно взятых государствах, так и во всем мире.

В связи с этим банкиры также предложили крупнейшим в мире аудиторским фирмам кардинально пересмотреть стандарты отчетности и внести в них изменения, затрагивающие сферу информационной безопасности банковских учреждений.

Глава казначейства США Эндрю Полсон видит ситуацию следующим образом:

– Он (кризис) распространился по всему миру, и вопрос в том, как его остановить. Мы обсудили влияние хаоса и напряженности на мировых рынках капитала на реальный сектор экономики. Все присутствовавшие главы центральных банков и министры финансов — мы все пришли к выводу о необходимости стабилизировать рынки капитала и в любом случае защитить финансовую отчетность.

О конкретных мерах пока речи не идет, однако, по мнению многих экспертов, предполагаемые изменения могут быть внесены в законодательство уже этим летом. Естественно, в свете сложившейся в мире ситуации, действия Центробанка можно считать вполне логичными. Другой вопрос — как будут реализованы эти планы, а самое главное, какие последствия они за собой повлекут.

из истории вопроса

Первые попытки создания системы аудита в нашей стране можно отнести к концу XIX – началу XX веков, когда в связи со всеобъемлющим экономическим ростом стали появляться акционерные общества, которые вызвали приток иностранного капитала. В 1891 г. в России была создана корпорация присяжных счетоводов. Но говорить о полноценном аудите возможно только в экономически развитой стране. Из-за несовершенства созданной структуры проект провалился.

Перспективы

Запрос Центрального Банка уже направлен в Государственную Думу, и теперь парламентарии страны должны решить, насколько предлагаемые поправки жизнеспособны.

В настоящее время закон «Об аудиторской деятельности» обязывает передавать информацию о состоянии дел клиента только по решению суда. Процедура эта сложная, зато она дает возможность российским предпринимателям при помощи законодательства отстоять свои права. Теперь же они будут этого лишены.

Некоторые парламентарии довольно скептически относятся к данной инициативе. Как отмечается, предложение Центрального Банка требует существенной доработки, поскольку оно содержит немало спорных моментов.

Остается только ждать, что же, в конце концов, предпримут законодатели. Однако уже известна позиция Ассоциации российских банков (АРБ). По мнению ее представителей, поправки ничего хорошего банковской системе страны не принесут, а Центробанк хочет превратить аудиторов в «стукачей». Будет ли найден компромисс в сложившейся ситуации покажет время.

Вячеслав Таймазов

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.