ЕНВД: Минфин разъясняет

ЕНВД: Минфин разъясняет

21.08.2008

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход была введена и действует уже довольно давно, однако вопросов по ее применению меньше не становится. Наиболее спорные моменты, связанные с использованием данного «спецрежима», неизбежно оказываются в поле зрения специалистов Минфина.

Система налогообложения в виде уплаты единого налога на вмененный доход изначально задумывалась как льготный режим для малого предпринимательства. Ее применение предполагает замену четырех налогов одним. Вместо налога на прибыль, налога на имущество организаций (НДФЛ и налога на имущество физических лиц — для индивидуальных предпринимателей), ЕСН и НДС налогоплательщик уплачивает всего один налог.

ЕНВД — это режим, при котором налогоплательщику устанавливается фиксированная базовая доходность, а уже исходя из нее рассчитывается вмененный доход и налог на него. Величина вмененного дохода показывает, сколько, по мнению законодателя, предприниматель или фирма могут заработать за месяц. Для каждого вида деятельности суммы предполагаемых доходов различны.

Под обложение единым налогом на вмененный доход предпринимательская деятельность подпадает автоматически, если вид деятельности предусмотрен Налоговым кодексом и введен на территории того субъекта России, где она осуществляется.

Перечень видов предпринимательства, которые переводятся на уплату ЕНВД, установлен Налоговым кодексом и является закрытым. Однако вопросы об отнесении к этому перечню определенных видов деятельности возникают довольно часто. Это может происходить, например, в силу специфики конкретного вида деятельности. В таком случае следует обратиться к разъяснениям Минфина, содержащимся в его письмах.

Переводить на ЕНВД или нет?

Оказание бытовых услуг, поименованных в Общероссийском классификаторе услуг населению, утвержденном постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 года № 163, переводится на «вмененку». Однако здесь есть свои исключения. В том случае, когда данные услуги оказываются юридическим лицам, перевести их на уплату ЕНВД нельзя (письмо Минфина от 4 июля 2008 г. № 03-11-04/3/312). Невозможность перевода таких услуг на единый налог обуславливается тем, что согласно статье 346.27 Налогового кодекса для целей применения главы 26.3 Кодекса под бытовыми услугами понимаются платные услуги, оказываемые только физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств).

Услуги по распространению и размещению рекламы подлежат переводу на ЕНВД. В письме Минфина от 1 июля 2008 года № 03-11-04/3/305 сообщается, что организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся непосредственно распространением и размещением рекламы для заказчика, признаются плательщиками единого налога на вмененный доход не только в случае использования собственных средств наружной рекламы, но и при использовании указанных средств, полученных во временное владение или пользование.

Свои особенности имеет перевод на «вмененку» предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках. Они переводятся на уплату ЕНВД согласно положениям подпункта 4 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса.

Правда, когда дело касается деятельности по хранению на платных стоянках транспортных средств, при условии, что они принадлежат юридическим лицам, осуществляющим торговлю транспортными средствами, и предназначены для перепродажи, указанная деятельность на ЕНВД переводиться не может, поскольку названные выше транспортные средства для целей налогообложения признаются товаром (п. 3 ст. 38 НК), а хранение товара на «вмененку» не переводится (письмо Минфина от 7 июля 2008 г. № 03-11-04/3/314).

Неясностям в вопросах перевода на ЕНВД услуг по перевозке грузов посвятил Минфин свое письмо от 18 июня 2008 года № 03-11-04/3/284. В нем сказано, что предпринимательская деятельность организации в сфере оказания транспортных услуг подлежит переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в том случае, если общее количество автотранспортных средств, имеющихся у организации, не превышает 20 единиц. Сюда относят как арендованные транспортные средства, так и автомобили других организаций, используемые на основании договора оказания транспортных услуг.

В письме от 8 июля 2008 года № 03-11-04/3/319 сотрудники Минфина рассматривают вопрос о переводе на ЕНВД деятельности организации, оказывающей услуги по установке дополнительного оборудования на автомобили.

Финансисты приходят к выводу, что эта деятельность может быть переведена на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности. Они поясняют, что подпункт 3 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса предусматривает возможность такового перевода деятельности в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, которые указаны в перечне услуг, предусмотренном Общероссийским классификатором.

В соответствии с классификатором услуги по установке дополнительного оборудования на автотранспортные средства (код 017613 ОКУН) отнесены к прочим услугам по техническому обслуживанию автотранспортных средств. Следовательно, данный вид деятельности переводится на уплату ЕНВД.

То же самое относится и к деятельности по перевозке транспортных средств на автоэвакуаторах к месту ремонта. Она также относится к услугам по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования (код 017100 ОКУН), поэтому подлежит переводу на «вмененку», о чем и сообщили эксперты Минфина в письме от 8 июля 2008 года № 03-11-04/3/318.

Загадочная деятельность

А как быть в том случае, когда вид деятельности, осуществляемый организацией, не предусмотрен ОКУН? Такому случаю посвящено письмо Минфина от 24 июня 2008 года № 03-11-04/3/294. В нем рассматривается вопрос о возможности обложения ЕНВД технологических операций в отношении легковых автомобилей: долива эксплуатационных жидкостей (масла, топлива), контрольно-диагностических работ, мойки, устранения дефектов лакокрасочного покрытия по заказу и за счет организаций, в дальнейшем реализующих эти автотранспортные средства.

Что касается контрольно-диагностических работ, услуг по подготовке к окраске легковых автомобилей и по их окраске, то Общероссийским классификатором услуг населению они отнесены к услугам по техническому обслуживанию автотранспортных средств и подлежат переводу на уплату ЕНВД.

Однако такой вид услуг, как долив эксплуатационных жидкостей, в том числе топлива и масла, до технологической нормы, ОКУН не предусмотрен. Кроме того, главой 26.3 Кодекса установлено, что услуги по заправке автотранспортных средств не относятся к услугам по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, а следовательно, на уплату ЕНВД не переводятся.

Что делать с торговыми местами?

Нередко у налогоплательщиков возникают вопросы относительно перевода на ЕНВД деятельности по передаче во временное владение или пользование торговых мест. Подобному вопросу посвящены письма Минфина от 30 июня 2008 года № 03-11-04/3/302 и № 03-11-04/3/303. В них говорится, что на «вмененку» указанная деятельность переводится только в случае расположения данных торговых мест в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектах нестационарной торговой сети (это прилавки, палатки, ларьки, контейнеры, боксы и другие объекты), а также в объектах организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей (подп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК). Если же указанная деятельность осуществляется через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, то она не может быть переведена на ЕНВД.

Письмо Минфина от 1 июля 2008 года № 03-11-04/3/306 позволяет отнести земельные участки к торговым местам для целей налогообложения единым налогом на вмененный доход в случае если они были использованы как место совершения сделок розничной купли-продажи.

Трудности расчета

Немало вопросов возникает у плательщика ЕНВД и относительно порядка расчета налога, в том числе и в связи с особенностями применения корректирующего коэффициента К2.

Минфин дал разъяснения по данному вопросу в своих письмах от 30 июня 2008 года № 03-11-05/159 и от 1 июля 2008 года № 03-11-04/3/307.

В них представители финансового ведомства напоминают, что налоговым законодательством предусмотрена возможность корректировать величину базовой доходности на коэффициент К2. Данный коэффициент устанавливается представительными органами муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга с учетом влияния, оказываемого на осуществление предпринимательской деятельности таких факторов, как ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величина доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности, площадь информационного поля электронных табло, площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения, количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы.

Кроме того, значение коэффициента К2 может быть определено налогоплательщиком самостоятельно, с учетом фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности. Корректировка значений коэффициента К2 исходя из количества дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца производится, если предпринимательская деятельность осуществляется не полный календарный месяц. Однако корректировка значений этого коэффициента в зависимости от фактического использования в предпринимательской деятельности физических показателей, применяемых при исчислении единого налога на вмененный доход, главой 26.3 Кодекса не предусмотрена (письмо Минфина от 1 июля 2008 г. № 03-11-04/3/307).

В. Постнова, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное