Исполнение законодательства о противодействии  отмыванию преступных доходов — новый порядок контроля

Исполнение законодательства о противодействии отмыванию преступных доходов — новый порядок контроля

04.08.2008

С 6 июля текущего года вступил в действие новый порядок осуществления Росфинмониторингом контроля за исполнением закона о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем. Соответствующий приказ Росфинмониторинга от 23.05.08 № 131 был зарегистрирован в Минюсте России 6 июня 2008 года, регистрационный № 11811.

Документ касается организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, но в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы. Речь идет о лизинговых компаниях; ломбардах; организациях, содержащих тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующих и проводящих лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (риэлторские организации); организации, не являющиеся кредитными организациями, но осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности; коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Правовое регулирование и исполнители

Современное законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, развивается в нашей стране с 2002 года, со дня вступления в силу соответствующего Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее — Закон № 115-ФЗ). Тогда же в современном виде был сформирован и специальный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять контроль за исполнением указанного закона — нынешняя Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ, Росфинмониторинг).

Закон № 115-ФЗ направлен на защиту общества и государства от преступности и терроризма путем разработки и реализации мер по борьбе с отмыванием преступных доходов. В частности, он предусматривает обязательный контроль в отношении тех операций с денежными средствами и иным имуществом, сумма которых превышает 600 000 рублей. Кроме того, интерес для Росфинмониторинга представляют операции, которые по своему характеру относятся к одному из видов, указанных в статье 6 Закона № 115-ФЗ (например, открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме; зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации и др.).

Меры противодействия

Основные меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, установлены статьей 4 Закона № 115-ФЗ. Среди них такие, как:

  • обязательные процедуры внутреннего контроля;
  • обязательный контроль;
  • запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

Установленные законодательством меры реализуются:

  • путем постановки организаций на учет в службе финансового мониторинга (соответствующее Положение утверждено постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 № 28);
  • при разработке и согласовании в службе Росфинмониторинга обязательных правил внутреннего контроля;
  • посредством предоставления в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) информации и документов, необходимых для выполнения его функций.

А так же, при выполнении других обязанностей, возложенных на организации законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

Агенты Росфинмониторинга

Перечисленные в Законе № 115-ФЗ компании и фирмы выступают в качестве агентов Росфинмониторинга. То есть они также обязаны проводить мероприятия по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

В ряде сфер деятельности, представляющих интерес специалистов Росфинмониторинга, существуют свои контролирующие органы. Именно поэтому компании, занимающиеся банковской, страховой деятельностью или работающие на организованном рынке ценных бумаг, не всегда напрямую общаются с Росфинмониторингом. Становиться на учет банкам, страховым и инвестиционным компаниям в ФСФМ не требуется, они уже учтены в Центральном Банке Российской Федерации, Росстрахнадзоре и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг соответственно. Эти органы их проверяют и сами отчитываются перед Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Но существуют такие виды предпринимательской деятельности, в сфере которых специальные надзорные органы отсутствуют. В отношении именно таких организаций Росфинмониторинг осуществляет контроль самостоятельно. Процедура проверки регламентируется специальным Положением о порядке осуществления Росфинмониторингом контроля за исполнением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере которых отсутствуют надзорные органы, Закона № 115-ФЗ (далее — Положение).

Новое Положение о проверках: что изменилось

До 5 июля 2008 года включительно действовало Положение, утвержденное Приказом Минфина России от 26.12.2006 № 183н. Согласно этому документу, под непосредственным контролем ФСФМ находились:

  • лизинговые компании;
  • ломбарды;
  • организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы;
  • организации, оказывающие посреднические услуги в сфере купли-продажи недвижимости.

С 6 июля 2008 года круг таких организаций несколько расширился (в связи с изменениями, внесенными в ст. 5 Закона № 115-ФЗ) — теперь в него входят:

  • организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности (изменение внесено Федеральным законом от 27.07.2006 № 147-ФЗ);
  • коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов (изменение внесено Федеральным законом от 28.11.2007 № 275-ФЗ).

Приказ Росфинмониторинга от 23.05.2008 № 131 утвердил новое Положение, учитывающее перечисленные изменения в Закон № 115-ФЗ, и заменил собой аналогичный документ, утвержденный приказом Министерства финансов РФ от 26.12.2006 № 183н. «Переиздание» связано с переподчинением ФСФМ напрямую Правительству РФ и выводом из ведения Минфина России (постановление Правительства РФ от 27.10.2007 № 708).

Положение изменено следующим образом (см. таблицу):
новая редакция Положения распространяет свое действие на больший круг организаций — в него включены организации, добавленные в Закон № 115-ФЗ в 2006 и 2007 годах (см. выше);
в новой редакции Положения исключено ограничение частоты проверок одной организации — «не более чем один раз в полгода».

Отметим, что приложения к документу — Запрос на предоставление сведений и документов и форма Акта проверки остались без изменений.

Таблица

Как было
(Положение, утвержденное приказом Минфина России от 26.12.2007 № 183н)
Как стало
(Положение, утвержденное приказом Росфинмониторинга от 23.05.2008 № 131)
Положение распространяется на следующие организации, указанные в статье 5 Федерального закона:
  • лизинговые компании;
  • ломбарды;
  • организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
  • организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Положение распространяется на следующие организации и их филиалы, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (далее — организации):
  • лизинговые компании;
  • ломбарды;
  • организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
  • организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности;
  • коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.
Выездная проверка в отношении однойорганизации может быть проведена не более чем один раз в полгода.Данное положение изъято. Нумерация пунктов изменена.

Эксперт «НА» А.В. Захожий

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное