Купили дорогой автомобиль

Купили дорогой автомобиль

31.07.2008

Вряд ли найдется такое предприятие, которое может обойтись в своей работе без помощи автотранспорта. Вот и приходится фирмам раскошеливаться на приобретение автомобилей, а бухгалтерам — разбираться в тонкостях учета таких покупок.

Принимаем в состав основных

Купив автомобиль, фирма принимает его в состав основных средств по первоначальной стоимости. В основном правила формирования этой величины в бухгалтерском и налоговом учете совпадают (п. 8 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина от 30 марта 2001 г. № 26н; п. 1 ст. 257 НК). Однако есть и различия. Так, например, если при покупке машины был взят заем или кредит, то для учета процентов по нему в Налоговом кодексе установлен особый порядок (пп. 2 п. 1 ст. 265 НК). Подобные затраты считают внереализационными и в стоимость основных средств в налоговом учете не включают (письмо Минфина от 22 октября 2007 г. № 03-03-06/1/731).

В дальнейшем стоимость машины ежемесячно списывают путем начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01, п. 1 ст. 256 НК). Ее величину определяют исходя из срока полезного использования и метода амортизации. В бухучете время, на которое предполагается растянуть погашение стоимости основного средства, организация определяет «исходя из ожидаемого срока использования этого объекта, физического износа» и других факторов (п. 20 ПБУ 6/01). Для целей налогового учета (п. 1 ст. 258 НК) фирма хоть и самостоятельно устанавливает срок полезного использования объекта, но при этом необходимо принимать во внимание классификацию основных средств, утвержденную постановлением Правительства от 1 января 2002 года № 1. Так, легковые машины и микроавтобусы включены в третью амортизационную группу данного классификатора, и определенный для них срок полезного использования составляет от трех до пяти лет. Что касается методов амортизации, то и здесь все зависит от решения фирмы. Бухгалтерский стандарт предлагает использовать на выбор четыре способа (п. 18 ПБУ 6/01), в Налоговом кодексе разрешено применять только два метода (п. 1 ст. 259 НК). Выбранную схему необходимо закрепить в учетной политике.

Однако это еще не все. По правилам Налогового кодекса при амортизации дорогих автомобилей необходимо использовать поправочный коэффициент.

внимание

Не забудьте про премию

Организация имеет право включить в состав расходов сразу до 10% от первоначальной стоимости автомобиля (п. 1.1 ст. 259 НК). Это так называемая амортизационная премия. Она признается «в качестве косвенных расходов того отчетного (налогового) периода, на который приходится дата начала амортизации» (п. 3 ст. 272 НК РФ). При этом для расчета суммы амортизации берут оставшуюся часть первоначальной стоимости основного средства (п. 2 ст. 259 НК). Такой порядок является правом, а не обязанностью налогоплательщика, и должен быть зафиксирован в учетной политике (письмо Минфина от 15 декабря 2006 г. № 03-03-04/1/829).

Срок придется продлить

«По легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам, имеющим первоначальную стоимость соответственно более 600 000 рублей и 800 000 рублей, основная норма амортизации применяется со специальным коэффициентом 0,5» (п. 9 ст. 259 НК). Это значит, что дорогие машины придется списывать в два раза дольше, чем все остальные.

До 1 января 2008 года это условие применялось для автомобилей, стоивших значительно дешевле. То есть цена легковушки должна была превышать 300 000 рублей, а небольшого автобуса — 400 000 рублей. Теперь, купив такие машины, можно начислять по ним амортизацию в общем порядке и, следовательно, быстрее списывать.

Отдельные трудности может вызвать учет транспорта, который ранее считался дорогим, а сейчас перешел в разряд обычного. Как быть, если такие ТС давно используются в компании и, соответственно, амортизируются с поправочным коэффициентом? Речь идет о введенных в эксплуатацию до начала этого года автомобилях стоимостью от 300 000 до 600 000 рублей и микроавтобусах стоимость от 400 000 до 800 000 рублей. К сожалению, единого мнения у специалистов на этот счет нет.

Многие финансовые аналитики считают, что подобные машины должны амортизироваться без корректировки на понижающий коэффициент, ведь оснований для этого больше нет. Объясняют свою позицию они и тем, что в Налоговом кодексе нет запрета на такие действия. Однако представители Минфина придерживаются прямо противоположной позиции. В своем письме от 18 января 2008 года № 03-03-06/1/11 они указывают на то, что амортизация и после 1 января 2008 года должна начисляться в прежнем порядке. Так что если фирма не готова спорить с чиновниками, то лучше ничего не менять.

Рассмотрим еще один нюанс, связанный с учетом дорогостоящего автомобиля — ведь нельзя исключать вероятность того, что фирма решит его продать.

внимание

Автобус переделали

Если микроавтобусы переоборудованы и не предназначены для перевозки пассажиров, а относятся к технике специального назначения, то вне зависимости от их стоимости коэффициент 0,5 при расчете нормы амортизации можно не применять. К такому выводу пришли минфиновцы в письме от 4 сентября 2006 года № 03-03-04/2/199. В этом документе шла речь о бронированном инкассаторском автомобиле. Аналогичную позицию специалисты финансового ведомства высказали в письме от 8 июня 2006 года № 03-03-04/2/161, отвечая на вопрос о реанимобиле «Фольксваген ЛТ-28».

Учтем убыток от продажи

При продаже автотранспорта полученный доход можно уменьшить, во-первых, на «сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией», а, во-вторых, на остаточную стоимость основного средства. Последнюю определяют «как разницу между первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации» (п. 1 ст. 268, п. 1 ст. 257 НК). Если выручка от реализации окажется меньше указанных расходов, то образуется убыток.

В случае продажи легкового автомобиля или микроавтобуса, первоначальная стоимость которых превышает соответственно 600 000 и 800 000 рублей, помните: рассчитывая период списания убытка, необходимо учитывать и специальный коэффициент. Он увеличивает срок полезного использования «дорогой» машины в два раза, поэтому срок списания убытка от ее продажи также придется увеличить (письмо Минфина от 2 апреля 2008 г. № 03-03-06/2/34).

внимание

Авто в лизинг

Если дорогостоящая машина является предметом лизинга, то налогоплательщик рассчитывает по ней амортизацию с применением сразу двух коэффициентов. Один из них — повышающий, и он может быть не выше 3 (п. 7 ст. 259 НК), второй — понижающий, равный 0,5 (письмо Минфина от 19 января 2007 г. № 03-03-06/1/14). Следовательно, в результате коэффициент будет равен 1,5 (0,5 × 3).

Л. Изотова

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное