Аренда в «представительских» целях

Аренда в «представительских» целях

14.08.2008

Затраты на организацию официального приема и обслуживания представителей других компаний налоговое законодательство позволяет учесть при расчете налога на прибыль. Главное, чтобы целью встречи было установление и поддержание взаимовыгодного сотрудничества. Правда зачастую налоговикам этого кажется недостаточно.

НК о представительских расходах

Среди прочих расходов, связанных с производством и реализацией, так называемые представительские расходы занимают далеко не последнее место. Учитывать такие затраты, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, при расчете налога на прибыль фирмам позволяет подпункт 22 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса. Порядок же отнесения тех или иных затрат к представительским расходам прописан в пункте 2 статьи 264 Кодекса.

Согласно прописанным в нем нормам, к представительским относятся расходы на официальный прием представителей сторонних компаний, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания взаимного сотрудничества. Также сюда относятся затраты, связанные с обслуживанием участников заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа компании. Причем место, где проводятся указанные мероприятия, значения не имеет.

Что же включают в себя понятия «прием» и «обслуживание»? Налоговый кодекс позволяет списать в качестве таких расходов затраты на непосредственное проведение официального завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия для вышеупомянутых лиц и для представителей самой организации, участвующих в переговорах. Также в числе разрешенных — расходы на транспортное обеспечение доставки к месту проведения представительского мероприятия или заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата в случае необходимости услуг переводчиков, не состоящих в штате фирмы. А вот расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний к представительским расходам не относятся.

Принимаются в уменьшение базы по налогу на прибыль такие расходы в размере, не превышающем четырех процентов от расходов фирмы на оплату труда за тот же отчетный период (п. 2 ст. 264 НК). К сожалению, составители Налогового кодекса каких-либо более четких границ отнесения к таковым тех или иных затрат фирмы не обозначили. А тем не менее некоторые вопросы в связи с этим все же возникают, в чем на собственном примере убедилась одна вологодская фирма.

Переговорная «напрокат»

Конфликт между фирмой и инспекцией, дошедший в итоге до рассмотрения в ФАС Северо-Западного округа, случился традиционно — по результатам налоговой проверки. Итогом последней стало привлечение компании к ответственности по статье 122, а также доначисление якобы неуплаченного налога на прибыль и пеней по нему. А «смутил» контролеров факт отнесения фирмой на представительские расходы стоимости краткосрочной аренды помещения у сторонних компаний. В итоге убедить инспекторов в правомерности такого рода представительских расходов фирме удалось лишь в зале суда.

В своем постановлении от 19 июня 2008 года № А13-7506/2006-28 судьи отметили, что у организации имелись на руках все подтверждающие аренду бумаги, как то: акты, счета-фактуры, документы об оплате. Помещения фирма снимала для проведения деловых встреч, чему свидетельствовали программы мероприятий. Более того, немаловажную роль в этой ситуации сыграл факт отсутствия у компании собственных переговорных кабинетов, подходящих для проведения подобных приемов, после чего сомнений в том, что затраты на съем действительно относятся к представительским расходам, у служителей Фемиды не осталось.

К тому же и налоговые инспекторы представить каких-либо доказательств в опровержение данного мнения и в подтверждение собственной позиции не смогли. В итоге, с учетом вышеперечисленных обстоятельств, арбитры полностью встали на сторону фирмы, указав, что последняя имела полное право «распространить» традиционный перечень представительских расходов на стоимость аренды помещений для проведения деловых встреч.

М. Ярина, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA