Россию оккупировал безналичный обман

Россию оккупировал безналичный обман

31.07.2008

Пластиковые карты прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Работодатели все чаще выбирают именно такой способ оплаты труда своих сотрудников, ежемесячно перечисляя на их счета энные суммы. Оценив удобство такого хранения денег, многие из нас расплачиваются с помощью кредиток в магазинах и ресторанах. Однако не стоит забывать о том, что за этой простотой кроется риск быть обманутыми.

«Пластиковые» махинации

Первые кредитные карты появились в США примерно в 40-е годы 20-го века. В большинстве своем они были призваны заменить чековые книжки и совершенно не относились к банковской системе. Выпускались карты некоторыми ресторанами и магазинами и предназначались для богатых, проверенных клиентов. Но уже в первое время своего существования кредитки стали лакомым куском для мошенников, которые брали в заем большую сумму денежных средств, а затем скрывались с ними.

По мере совершенствования карт преступные фантазии махинаторов становились все более изощренными и изобретательными. На сегодняшний день главной целью «пластиковых» преступников является кража секретной информации о кредитных картах. При этом для ее получения мошенники используют различные способы.

Одно из лидирующих мест в сфере хищения персональных данных занимает скимминг (от англ. skimming — снимать сливки). Суть махинации заключается в установке на банкомат различных считывающих информацию устройств. К примеру, совсем недавно скиммеры пользовались мини-камерами, которые крепились на банковском автомате с целью считывания вводимых клиентами ПИН-кодов. На сегодняшний день большей популярностью пользуются разнообразные накладки на клавиатуру, одновременно с которыми на картридер устанавливается устройство для переписывания информации с магнитной полосы. Чаще всего такие механизмы оснащены портативными передатчиками, передающими украденные данные на расстояние до двухсот метров. При этом стоит учитывать, что кроме скимминга в арсенале мошенников существуют и другие способы выведывания информации. Очень распространен, например, сговор преступников с сотрудниками торговых предприятий. Организации, через которые проходят тысячи транзакций по кредиткам, зачастую хранят квитанции и реквизиты карт в своих базах данных. Иногда эта информация может передаваться криминальным структурам. Также, по словам заместителя председателя правления банка «Развитие-столица» Геннадия Ваганова, известны случаи, когда мошенник узнает телефон жертвы, а затем, дозвонившись, представляется сотрудником банка и под благовидным предлогом вынуждает человека назвать реквизиты его банковской карты.

По данным МВД, нет практически ни одного платного сайта, на котором можно безопасно совершать покупки.

В сфере «кредитных» преступлений распространено и онлайновое мошенничество. По данным МВД, нет практически ни одного платного сайта, на котором можно безопасно совершать покупки. Мало того, существуют специальные интернет-страницы, крадущие информацию о карте и ее владельце. Один из вариантов получения такого рода данных во всемирной паутине — организация виртуального псевдомагазина, который в действительности ничем не торгует. Мошенники, используя украденные номера карт, регулярно направляют запросы в банк, и, следовательно, магазин получает деньги за совершенные в нем «покупки». В результате владелец карты остается и без денег, и без приобретений.

Рискуют оказаться жертвой мошенников и водители, привыкшие к безналичному расчету за бензин. Несколько лет назад в Московской области были задержаны работники одной из АЗС, промышляющие махинациями с банковскими картами. Дело в том, что система терминала на бензоколонке не была оснащена соответствующим оборудованием, что вынуждало клиентов сообщать заправщикам номера карт. Те, в свою очередь, переписывали их и совершали покупки, пользуясь денежными средствами посетителей.

Не менее популярно на сегодняшний день и мошенничество с «пластиком» в барах и ресторанах. Официанты забирают у клиента карту, предоставленную в качестве оплаты, к примеру, за ужин, и, списав нужную сумму, пропускают кредитку через уже упоминавшееся скимминговое устройство. При этом, как сообщил «Московскому бухгалтеру» специалист Управления «К» Министерства внутренних дел Андрей Медведев, само незаконное копирование банковских данных является лишь подготовкой к хищению:

— После получения необходимых реквизитов преступники наносят украденные данные на фальшивые магнитные носители, чем впоследствии и пользуются для совершения операций по счету. Однако встречается и такой факт, как оформление новой кредитной карты, используя украденную информацию: паспортные данные, имя, дату рождения и т. д. Если жертва афериста является клиентом другого банка, то может даже не догадываться, что на него оформлена новая кредитка. О совершенном преступлении человек узнает только после получения счетов.

Существует также способ похищения самой карты. Для этого мошенники используют так называемую «ливанскую петлю». Это устройство представляет собой приспособление из резины либо своеобразную прищепку, которая помогает аферистам задержать пластиковую карту внутри банкомата. После того, как жертва отходит от терминала за помощью, аферист без труда извлекает кредитку из картридера.

Расторжение договора денег не принесет

Когда в средствах массовой информации появляются негативные данные о том или ином банке, являющемся эмитентом пластиковых карт, клиенты стараются подстраховаться и снять денежные средства со счета. Однако тут не стоит торопиться. Если держатель карты расторгнет договор с обслуживающим банком, в большинстве случаев (в соответствии с условиями международных платежных систем) денежные средства станут доступны для снятия не ранее чем через 45 дней с момента подписания заявления.

«Наперегонки» с преступностью

В связи с таким разнообразием карточных махинаций, борьба с ними является одной из приоритетных задач банков, правоохранительных органов и производителей банкоматов. Роль последних в сфере безопасности трудно переоценить. Наравне с совершенствованиями преступных изысканий «пластиковых» аферистов прогрессируют и технические новинки по защите интересов держателей карт.

Один из самых распространенных и дешевых способов борьбы банков со считываемыми устройствами — это установка программы, которая управляет механизмом, принимающим карту для дальнейших операций по ней. Когда клиент вставляет карту в картридер, она протягивается хаотичными рывками, что создает помехи в устройстве мошенников и не позволяет получить доступ к секретной информации. Такую систему легко узнать: карта проходит в отверстие медленно и как бы подрагивая. Также из доступных методов защиты производители банкоматов используют декоративные накладки, которые механическим способом мешают преступникам установить устройство для считывания информации с магнитной карты. Клиентам в таком случае надо быть весьма внимательными, чтобы не спутать банковские накладки с мошенническими.

Тем не менее по надежности никакие устройства не могут заменить традиционного видеонаблюдения. Для уличных банкоматов производители всегда используют внутренние встроенные камеры слежения. Они фиксируют лицо и руки клиента, тем самым предупреждая преступные деяния. Если же банкомат расположен в помещении, он может находиться и под наблюдением внешней камеры. В том случае, когда владелец карты обнаружит какие-либо подозрительные моменты, он может обратиться к сотрудникам банка, которые предоставят информацию о точном времени совершения незаконной операции и наименовании банкомата, где она была произведена. После чего клиент может обратиться за поддержкой к держателям нужного банкомата, где ему могут предоставить видеозапись, запечатлевшую мошенников.

В свою очередь, банки в помощь клиентам могут также предложить различного рода услуги, например «SMS-банкир», которая позволяет контролировать все операции, связанные со счетом. Независимо от местонахождения владелец карты будет получать SMS-рассылку о проводимых транзакциях. Если операция была незаконна, достаточно позвонить на горячую линию банка, чтобы заблокировать карту для дальнейшего использования. Звонок может быть обработан как оператором call-центра, так и системой IVR, что позволяет облегчить процедуру блокировки и сэкономить время. Кроме SMS-уведомления контроль над операциями по счету можно осуществлять с помощью интернета, когда информация о транзакциях приходит на электронный адрес.

Также по просьбе клиента банки могут установить на кредитке авторизационный лимит, который ограничивает суммы и количество производимых операций с карточным счетом. Такие лимиты могут быть изменены в любое время по запросу владельца карты.

Элементарное — самое действенное

По статистике, большая часть мошенников пользуется классическими способами получения секретной информации. Данные человека могут выведываться у друзей и родственников, которые в курсе номеров кредитных карт и счетов социальных страховок, а также добываться посредством ворованных бумажников.

Лишь незначительная часть «пластиковых» мошенников прибегала к современным способам кражи персональных данных. По данным социологического опроса одного из банков, только 13 процентов опрошенных заявили, что реквизиты их кредиток были украдены во время безналичной оплаты. Примерно 50 процентов респондентов вообще не понимали, как стали жертвами мошенников. И лишь в 3 процентах случаев для получения необходимой информации был использован интернет. Стоит также заметить, что 95 процентов преступлений с персональными данными и документами произошли при незаконном использовании кредитных карт, банковских счетов и телефона.

Меры предосторожности

Однако, несмотря на изобретательность банков, судьба денежных средств на картах все же полностью находится в руках владельцев. Чтобы не стать жертвой мошенников, необходимо соблюдать несколько простых правил. Основное из них состоит в незамедлительном сообщении обслуживающему банку информации о незаконных транзакциях. После получения заявления банк всегда может аннулировать действующую карту и выпустить по желанию клиента новую. Также банк сумеет провести соответствующее служебное расследование. Конечно, в большинстве случаев снятие денег с использованием ПИН-кода признается действительным и оплата кредита ложится на плечи заемщика, но если владелец карты докажет, что на момент совершения операции он находился в другом месте, ответственности можно избежать.

Шансы на возвращение украденных средств гораздо выше, если кредиткой воспользовались в магазине. Международная платежная система выяснит, почему продавец не идентифицировал клиента. И чаще всего в таком случае возмещать ущерб пострадавшему будет магазин или сам банк.

Необходимо быть бдительным и при расчетах через интернет. На некоторых сайтах может запрашиваться личная информация. Например, кроме имени и адреса электронной почты организаторы веб-страницы могут попросить сообщить данные о банковском счете, уровне дохода и иные личные данные. Нужно проявлять максимум осторожности, прежде чем сообщать такую персональную информацию. Не стоит также использовать сомнительные платежные шлюзы (посредников между поставщиком (например, интернет-магазином) и покупателем).

При снятии денег через банкомат необходимо обращать внимание на внешний вид устройства. Если возникает малейшее подозрение, лучше снять средства в другом месте, а о подозрениях сообщить в банк. Пользоваться лучше одним и тем же терминалом, который находится в банке или в крупном торговом центре. Также не следует снимать денежные средства в присутствии подозрительных личностей, при большом скоплении людей или, наоборот, в безлюдном месте. Кроме того, не стоит забывать, что нельзя хранить персональный ПИН-код рядом с кредиткой, а также сообщать его третьим лицам, говорит Андрей Медведев.

При обмене карты в связи с истечением срока действия необходимо убедиться, что карта была разрезана сотрудником банка. Новую карту необходимо активировать в кратчайшие сроки и совершить по ней какую-либо операцию, к примеру запрос баланса. При получении карты владельцу рекомендуется сразу поставить свою подпись на обороте, не выходя за ограничительную рамку. Конверт с новым ПИН-кодом должен быть запечатан, так как в нем содержится важная секретная информация и даже сотрудники банка не имеют доступ к персональному номеру. Последнее важное правило, как считают специалисты, — это ежемесячная скрупулезная проверка выписок по счету.

Все эти правила нужно обязательно взять на заметку, ведь возможно, что в России незаконный бизнес с использованием пластиковых карт только получает свое развитие, считает адвокат Международной коллегии адвокатов «Москва» Максим Шеметов:

— Это вполне логично. Любая незаконная деятельность эволюционирует пропорционально развитию различных социальных отношений. Оборот электронных денежных средств не исключение. Потерпевших по делам о мошенничестве в сфере банковского пластика становится все больше. Это подтверждает то, что в правоохранительных органах созданы специальные подразделения для борьбы с преступлениями в сфере высоких технологий.

Екатерина Евстигнеева

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное