Налог на прибыль:  практика применения

Налог на прибыль: практика применения

17.07.2008

Столичным бухгалтерам нечасто удается получить актуальную информацию о налоговом законодательстве напрямую от чиновников и экспертов. Такую возможность предоставил специалистам журнал «Московский бухгалтер», организовав 17 июня в Торгово-промышленной палате конференцию «Власть и бизнес: диалог о налоге на прибыль».

«Ценные» проблемы

Мероприятие открыл главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Дмитрий Осипов. В своем выступлении он рассказал о действительно сложной стороне бухгалтерской работы — особенностях налогообложения операций с ценными бумагами. Специалист напомнил присутствующим, что ценные бумаги делятся на два вида: обращающиеся и необращающиеся для целей налогообложения прибыли. Если компания реализует обращающиеся бумаги и определяет налоговую базу, которая состоит из доходов и расходов, ей следует при определении доходов сравнить фактическую стоимость реализации бумаг с интервалом цен, которые сформировались на рынке. То есть с минимальной и максимальной стоимостью сделок. В случае, когда фактическая стоимость находится в интервале рыночных цен, проблем с налогообложением не возникнет и действовать нужно следующим образом, говорит Дмитрий Осипов:

— Например, организация продает ценную бумагу за 1500 рублей, в то время как ее максимальная стоимость на рынке — 1600 рублей, а минимальная — 1400 рублей. Доход компании в этом случае будет состоять из фактической цены реализации, то есть 1500 рублей, минус расходы на приобретение.

По словам Дмитрия Осипова, сложности с налогообложением обязательно возникнут тогда, когда стоимость ценных бумаг окажется выше или ниже рыночных цен:

— Организация продает ценную бумагу за 1500 рублей, в то время как ее максимальная стоимость на рынке — 1800 рублей, а минимальная — 1700 рублей. В этом случае придется в доходы при определении налоговой базы поставить не фактическую цену реализации (1500 рублей), а минимальную стоимость ценной бумаги на рынке (1700 рублей) минус расходы на ее приобретение. Существует и еще один проблемный момент, который не урегулирован Налоговым кодексом: компания продает ценную бумагу за 1500 рублей, в то время как ее цена на рынке составляет максимум 1300 рублей, а минимум — 1200 рублей. При таком раскладе у фирмы-продавца никаких налоговых последствий не возникнет — в доходы проставляется фактическая цена реализации (1500 рублей) минус расходы. Сложности возникнут у компании-покупателя, ведь если она приобрела ценную бумагу за 1500 тысячи рублей, а пожелала реализовать ее, к примеру, за 2000 рублей, то ее доход будет равен 2000 рублей. При этом 1500 рублей в расходы учесть нельзя. Расходы будут равны максимальной цене на дату приобретения этой бумаги (1300 рублей).

На этом проблемы, связанные с покупкой-продажей ценных бумаг, не заканчиваются. Если компания реализует ценную бумагу, к примеру, 1 апреля, она должна брать интервал рыночных цен на эту дату. В случае же, когда торги на рынке с аналогичной ценной бумагой в этот момент не происходили, организации следует использовать те минимальные и максимальные цены, которые были установлены накануне 1 апреля. Говорит Дмитрий Осипов:

— Хорошо, если торги с этой ценной бумагой проходили за три дня до даты продажи: существенного отклонения цены не будет. Плохо, если последние торги были, например, 10 месяцев назад. Тогда получается, что, согласно Налоговому кодексу, компания обязана взять тот интервал цен, который существовал десять месяцев назад, и сумма разницы в этом случае может быть очень и очень значительная. Допустим, сегодня компания реализует ценную бумагу за 1500 рублей, а десять месяцев назад ее минимальная цена на рынке была 800 рублей, максимальная — 900 рублей. В результате будет уплачена большая сумма налога. К счастью, этот пробел налогового законодательства сейчас планируется устранить.

Доходы и расходы

В свою очередь, ведущий консультант компании «Центр аудита и консалтинга» Галина Рыжикова рассказала присутствующим об учете доходов и расходов в целях налогообложения прибыли:

— В последнее время получила распространение следующая ситуация. Общество с ограниченной ответственностью является учредителем у другого юридического лица. По итогам года принимается решение направить часть чистой прибыли на увеличение номинальной стоимости доли учредителя. То есть если доля учредителя составляла 10 000 рублей, то ее решили поднять до 20 000 рублей. Эта разница будет являться доходом компании. Согласно вышесказанному, когда часть прибыли получена в виде дивидендов и направлена на увеличение номинальной стоимости доли, данная часть подлежит налогообложению.

Не менее интересна и еще одна ситуация. Предприятие приобретает здание, непригодное для эксплуатации. Начинается строительство, но закончить его по каким-либо причинам не удается. Тогда перед руководителями организации встает вопрос: что делать с этим зданием? Достаточно часто принимается решение о его сносе, ведь это не объект основного строительства. Правда, в этом случае бухгалтерам и руководителям следует помнить, что при ликвидации здания остаются строительные материалы и оборудование. Важно, что они не формируют доход, потому что здание не было поставлено на баланс.

Иногда случается и так, что доходов нет, а расходы есть. И это не какая-то налоговая махинация компании, а вполне распространенная бухгалтерская реалия. В этом случае организация сталкивается с дилеммой — можно ли учесть эти расходы? Обращаясь к представителям власти за ответом, специалист может только запутаться, говорит Галина Рыжикова:

— Минфин разрешает учитывать расходы при отсутствии доходов, а вот ФАС Московского округа считает иначе: включить расходы в данном случае нельзя. Тем не менее есть определенный момент, когда компания может сделать это: если налогоплательщик не получил доход, но осуществил расход, который экономически обоснован, он может учесть его только тогда, когда получение дохода будет осуществлено в ближайшее время.

Спорные моменты

К разъяснениям «доходной» стороны бухгалтерии подключилась и консультант по налогам Ирина Киселева. По ее словам, с 2008 года в Налоговый кодекс было внесено два изменения, в результате которых расширился перечень доходов, не учитываемых в налоговой базе. Это несомненный плюс для налогоплательщиков, ведь теперь не учитываются доходы в виде суммы НДС у принимающей стороны при передаче имущества или имущественных прав в качестве вклада в уставной капитал. Говорит Ирина Киселева:

— Конечно, такие ситуации редки, но если вы до этого момента получали от реализации имущества хотя бы 18 рублей, то эти деньги необходимо было включать в доходы. С 2008 года эти 18 рублей в доходы не включают.

Ирина Киселева также отметила, что понятие «доходы» используется при определении базы норматива при расчете расходов. Например, в рекламных расходах применяется понятие доходов и выручки. По ее словам, в 25-й главе Налогового кодекса не прописано, какая база используется: доходы с учетом НДС или без учета НДС. Обычно бухгалтер, считая рекламные расходы, берет 1 процент от выручки, и ему выгоднее взять 118 рублей, вместо 100 рублей. Однако до сих пор законодательно не утверждено, какую сумму взять правильно, предостерегает Ирина Киселева:

— В силу того, что этот вопрос до сих пор не урегулирован, использовать письма Минфина или постановления суда с положительными решениями достаточно опасно. Однако, поскольку налоговики руководствуются этими документами, найти их все же стоит. Правда, обязательно нужно отразить их в учетной политике организации.

Кстати, по словам Ирины Киселевой, после того как в конце прошлого года в часть 1 Налогового кодекса были внесены рекомендации для организаций по ведению учетной политики в целях налогообложения, возникло множество новых споров налогоплательщиков с налоговыми органами. Говорит Ирина Киселева:

— На сегодняшний день у одних предприятий учетная политика уютно располагается на двух листочках, у других сформирован «талмуд», который отражает все стороны жизни компании. И, естественно, последний защищает своего создателя от различных претензий налоговиков, в отличие от первого, который эти неприятности только навлекает. Именно поэтому я советую всем бухгалтерам настаивать на том, чтобы учетная политика в их фирме была отражена должным образом.

Елена Матвеева

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное