Затраты с «заморскими» названиями

Затраты с «заморскими» названиями

02.07.2008 распечатать

Сегодня для бухгалтера учесть, к примеру, договор, заключенный с рекламным агентством, или акт маркетинговой службы бывает весьма непросто. Ведь прежде необходимо разобраться, что стоит за такими иноязычными терминами как BTL и ATL-акции, лифлетинг, мерчандайзинг, сэмплинг и т. п.

Если нет аналогов

Бухгалтерский учет призван объективно «отражать факторы хозяйственной деятельности исходя из их экономического содержания» (п. 7 ПБУ 1/98, утв. приказом Минфина от 9 декабря 1998 г. № 60н). Но как отразить в учете услуги, в названии которых нет ни одного понятного неспециалисту слова?

Можно долго рассуждать о засорении нашего языка кальками с зарубежных терминов, отраслевым жаргоном и сленгом, но законодательного запрета на использование зарубежных слов в официальном русском языке нет. Правда, чиновники делают оговорку, что иностранную лексику можно вводить лишь при отсутствии «родных» общеупотребительных аналогов (п. 6 ст. 1 закона от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ). Конечно, подобрать похожие русские названия можно практически к любому понятию, но проблема заключается в том, что англоязычные термины зачастую более емкие, четкие и лаконичные. Кроме того, они прочно вошли в практику делового оборота, стали привычными в своей отрасли, да и попросту облегчают общение специалистам.

Вот и приходится современным бухгалтерам фактически осваивать новую специальность, пытаясь разобраться с тем, что имеют в виду сотрудники, заключая договор мерчандайзинга, отчитываясь о проведении лифлетинга и BTL-акций, либо заказывая POS-материалы.

из истории вопроса

В среде рекламистов и коммерсантов бытует история, повествующая о возникновении терминов ATL и BTL. Однажды некий руководитель крупной американской компании составлял смету предстоящих расходов на рекламные мероприятия. Сначала он записал наименования традиционных направлений стимулирования сбыта продукции, таких как реклама на радио, телевидении и в газетах, разработка внешнего оформления товаров, издание каталогов. Затем бизнесмен подвел черту под этим списком, но вдруг вспомнил, что не учел раздачу образцов товара на городском празднике и расходы на презентацию. Таким образом, часть рекламных акций оказалась написанной над чертой, а часть — под ней. С тех пор так и повелось называть стандартные методы рекламы ATL, или Above the Line — акциями, что в переводе с английского и означает «над чертой», а остальные — BTL, или  Below the Line, что означает «под чертой».

Мерчандайзинг в расходы

Мерчандайзинг — это фактически разновидность рекламы, однако в отличие от последней на покупателя здесь не оказывается никакого видимого давления. Оплачивают подобные операции обычно поставщики, заинтересованные в том, чтобы их товар как можно быстрее был раскуплен.

В бухгалтерском учете затраты на мерчандайзинг относят к коммерческим, признают в себестоимости проданных товаров в качестве расходов по обычным видам деятельности (п.п. 5 и 9 ПБУ 10/99), и отражают на счете 44 «Расходы на продажу».

Если же говорить о налоговом учете, то здесь нет единого мнения о том, что делать с расходами на мерчандайзинг. Раньше чиновники утверждали, что подобные затраты нельзя учитывать, определяя базу по налогу на прибыль. Такой вывод они делали из того факта, что практически все мероприятия по мерчандайзингу проводятся уже после того, как право собственности на товар перешло к магазину (письма Минфина от 17 октября 2006 г. № 03-03-02/247, от 3 октября 2006 г. № 03-03-04/1/677, письмо УФНС по г. Москве от 4 мая 2006 г. № 20-12/36664@).

Однако в прошлом году финансовое ведомство поменяло свою позицию. В его письме от 22 мая 2007 года № 03-03-06/1/286 было заявлено, что «действия организации розничной торговли, которые способствуют привлечению внимания к товарам определенного наименования могут рассматриваться в качестве услуг по рекламе». Следовательно, уменьшить размер базы по налогу на прибыль можно, но только в пределах норматива (п. 4 ст. 264 НК).

Существует и третье мнение по этому вопросу. Некоторые финансовые специалисты считают, что затраты на мерчандайзинг должны быть признаны не как расходы на рекламу, а как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК), и, соответственно, нормированию они не подлежат.

словарь для бухгалтера

Мерчандайзинг (merchandising) — комплекс мероприятий, проводимых в торговом зале и направленных на продвижение товара, марки, вида или упаковки. В рамках такой программы осуществляется контроль над аккуратной выкладкой товара на полке, его ассортиментом, своевременным заказом товара со склада. Проводится также контроль соответствия ценников и срока годности товара.

Лифлетинг (leafleting) — раздача листовок с рекламой товара на центральных улицах, рынках, городских праздниках и т. д.

Сэмплинг (sampling) — бесплатное распространение пробных образцов рекламируемого товара. от дегустации его отличает то, что каждый «сэмпл» имеет собственную упаковку, поэтому данные акции можно проводить, к примеру, на улицах.

POS-материалы (point of sales materials) — рекламные материалы для оформления торговых мест, задача которых состоит в повышении уровня продаж конкретного товара или группы товаров в данной торговой точке. К таким материалам относятся, например, диспенсеры, воблеры, муляжи, стикеры, флажки, стенды.

О лифлетах и флайерсах

Рассмотрим еще одну группу затрат с «заморскими» названиями. Для начала определим, что лифлеты — это разновидность рекламных брошюр объемом до четырех страниц без скрепления. Лифлет можно сложить в три, четыре раза или гармошкой. Их обычно используют для почтовой рассылки, на выставках и семинарах. Флайерсы — это небольшие листовки формата А5 или менее, предназначенные чаще всего для раздачи. На них обычно печатают информацию о проведении какой-либо акции.

Согласно правилам Налогового кодекса, к расходам на рекламу относятся, в частности, «расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и о самой организации» (п. 4 ст. 264 НК). Поэтому расходы на изготовление лифлетов и флайерсов можно учесть в целях налогообложения прибыли аналогично расходам на изготовление рекламных брошюр и каталогов (письмо Минфина от 6 декабря 2006 г. № 03-03-04/2/254).

Остается ответить на вопрос: нужно ли их нормировать? Перечень ненормируемых рекламных расходов, приведенный в Налоговом кодексе, является закрытым, и никаких лифлетов и флайерсов там нет. Более того, в одном из писем чиновники утверждали, что расходы на приобретение или изготовление рекламных листовок могут быть признаны в составе расходов на рекламу в размере, не превышающем одного процента выручки от реализации (письмо Минфина от 26 ноября 2004 г. № 03-04-11/211). Получается, что нормировать расходы на изготовление лифлетов и флайерсов придется.

Л. Изотова

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.