Амортизация по-новому

Амортизация по-новому

28.04.2008 распечатать

Как известно, с 2008 года порядок амортизации основных средств в налоговом учете претерпел существенные изменения. Поэтому бухгалтеру, который не намерен столкнуться с проблемами при учете имущества по новым правилам, стоит предусмотреть их заранее.

Разницы в учетах больше нет

До недавнего времени в бухгалтерском и налоговом учете был принят разный лимит стоимости имущества, при котором его признавали амортизируемым. Так, по правилам Налогового кодекса ограничение было установлено в сумме 10 000 рублей (п. 1 ст. 256 НК – старая ред.), а в бухучете – 20 000 рублей (п. 5 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина от 30 марта 2001 г. № 26н). Правда, законодатели разрешали фирмам для целей бухгалтерского учета самостоятельно определять любую меньшую цифру, утвердив свое решение в учетной политике. Поэтому, для того чтобы облегчить свою работу и сблизить учеты, большинство компаний останавливалось на цифре в 10 000. В результате фирмы переплачивали налог на имущество, однако избегали необходимости производить трудоемкие расчеты по ПБУ 18/02.

С 2008 года ситуация изменилась. Необходимые поправки в Налоговый кодекс были внесены законом от 24 июля 2007 года № 216-ФЗ. Теперь «амортизируемым признается имущество первоначальной стои- мостью больше 20 000 рублей» (п. 1 ст. 256 НК). А вот более дешевые активы как в бухгалтерском, так и в налоговом учете могут быть единовременно учтены в составе материальных расходов (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК).

Казалось бы, все просто: была одна сумма для признания имущества амортизируемым, а стала другая. Однако при переходе на новые правила могут возникнуть вопросы, связанные с учетом активов, которые по старым нормам относились к основным, а по новым должны быть списаны как МПЗ. Речь идет об имуществе стоимостью от 10 000 до 20 000 рублей.

внимание

Модернизация в расход

Изменять первоначальную стоимость основных средств можно, лишь проведя их «достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение, частичную ликвидацию» (п. 2 ст. 257 НК). Но как быть, если подобные виды работ относятся к имуществу, первоначальная стоимость которого меньше 20 000 рублей, и, следовательно, оно списано в составе материальных расходов? По мнению специалистов Минфина, «экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы на модернизацию (реконструкцию, техническое перевооружение) такого имущества могут быть в полном объеме учтены для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией» (Письмо от 19 декабря 2007 г. № 03-03-06/1/879).

Недорогие средства

Рассматривая проблему учета «недорогих» основных средств стоимостью от десяти до двадцати тысяч рублей, разберем три возможные ситуации.

Первая из них связана с внеоборотными активами, введенными в эксплуатацию в прошлом году. Здесь бухгалтеру беспокоиться не стоит, ведь «порядок ведения налогового учета такого имущества в составе основных средств и механизм начисления амортизации не изменились» (Письмо Минфина от 13 ноября 2007 г. № 03-03-06/2/211).

Вторая ситуация подразумевает учет основных средств, которые фирма приобрела в конце 2007 года, а начала использовать лишь в этом году. Специалисты финансового ведомства в своем Письме от 3 ноября 2007 г. № 03-03-06/1/767 утверждают, что в подобном случае «приобретенное организацией имущество учитывается для целей налогообложения прибыли организаций в соответствии с порядком, действующим на момент введения данного имущества в эксплуатацию», а не на момент покупки. Это значит, что «стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме».

И, наконец, третья ситуация. Довольно часто компании приобретают не новое, а уже использованное ранее оборудование – например, бывший в употреблении станок или принтер. Проблема может возникнуть, если у продавца это имущество числилось в качестве основного средства, а покупатель, следуя новым правилам учета, относит данный актив к товарно-материальным ценностям. Как же в таком случае оформлять первичные документы? Естественно, что бывший владелец для себя составит акт о приеме-передаче объекта по унифицированной форме № ОС-1 (утв. постановлением Госкомстата от 21 января 2003 г. № 7), который обычно используется для оформления операций с объектами основных средств. Однако такой документ не подойдет для фирмы-покупателя. Ей следует оприходовать поступившие ценности ордером, составленным по форме № М-4 (утв. постановлением Госкомстата от 30 октября 1997 г. № 71а). Такую бумагу составляют в одном экземпляре и применяют для учета материалов.

Итак, мы разобрали нюансы учета амортизируемого имущества в 2008 году. Но будет ли ограничение по стоимости касаться нематериальных активов?

внимание

Книги спишем сразу

Книги, брошюры, бухгалтерская литература и техническая документация исключены законодателями из состава амортизируемого имущества (подп. 6 п. 2 ст. 256 НК). Их стоимость «включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полной сумме в момент приобретения». При этом никаких лимитов по стоимости данных изданий в Налоговом кодексе нет. Так что даже истратив на литературу больше двадцати тысяч рублей, можно смело принимать ее в расходы.

Амортизируем НМА

Критерии отнесения объектов к нематериальным активам определены в пункте 3 ст. 257 Налогового кодекса. В нем говорится, что «нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев)». Ни о каких стоимостных лимитах при этом речи не идет.

Более того, ограничение в 20 000 рублей, установленное пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса, относится только к имуществу организации. А что же подразумевается в кодексе под термином «имущество»? Нетрудно установить, что это понятие квалифицируется как «виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом» (п. 2 ст. 38 НК).

Следовательно, результаты интеллектуальной деятельности и другие объекты интеллектуальной собственности в целях исчисления налога на прибыль к имуществу не относятся. Таким образом, даже если стоимость нематериального актива меньше двадцати тысяч рублей, то он все равно списывается через механизм амортизации. Аналогичные выводы содержатся в письме налоговиков от 27 февраля 2006 г. № 04-2-05/2. Правда, оно было составлено два года назад, и поэтому речь в нем идет о сумме в десять тысяч рублей, но сути вопроса это не затрагивает.

Кстати, в бухгалтерском учете также отсутствуют нормы, позволяющие единовременно включать нематериальные активы стоимостью до 20 000 рублей в состав расходов.

Л. Изотова

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.