«Вмененный» К2: нестандартные ситуации

«Вмененный» К2: нестандартные ситуации

23.06.2008 распечатать

Одним из необходимых для исчисления ЕНВД показателей является корректирующий коэффициент К2. Его значение, или значения подкоэффициентов, с помощью которых он определяется, устанавливаются нормативно-правовыми актами местных властей. Некоторые особенности принятия подобных документов вполне могут сыграть на руку налогоплательщикам.

Согласно пункту 4 статьи 346.29 Налогового кодекса при расчете «вмененного» налога установленные значения базовой доходности для того или иного вида деятельности необходимо корректировать (умножать) на коэффициенты К1 и К2. Первый из них, по смыслу положений главного налогового закона, необходим, чтобы учесть изменение потребительских цен на товары в предшествующем периоде, и ежегодно рассчитывается Минэкономразвития. Второй — К2 позволяет скорректировать сумму налога с учетом различных особенностей ведения деятельности. В частности, согласно статье 346.27 Кодекса к таким особенностям относятся ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величина доходов и др. Как уже упоминалось, полномочия по утверждению К2 отданы местным властям (п. 7 ст. 346.29 НК). Причем в их распоряжении есть два способа установления данного показателя. В первом случае в нормативно-правовых актах указываются лишь различные подкоэффициенты, учитывающие конкретные факторы влияния на результаты хоздеятельности. Тогда предпринимателю необходимо определять К2 как произведение подобных показателей, соответствующих его виду бизнеса. Второй вариант: муниципальные власти могут установить сразу «готовые» значения К2, и тогда никаких дополнительных расчетов коэффициента производить не нужно.

Границы и рамки

Пунктом 7 статьи 346.29 Налогового кодекса предусмотрено, что корректирующий коэффициент К2 местными властями может устанавливаться только в пределах от 0,005 до 1 включительно. Между тем в отношении подкоэффициентов, учитывающих конкретные особенности ведения «вмененной» деятельности, главный налоговый закон подобных рамок не устанавливает. Однако, как пояснили специалисты Минфина в письме от 8 апреля 2008 г. № 03-11-03/06, это отнюдь не означает, что в данном случае представители власти ничем не ограничены. Финансисты подчеркнули, что какие бы значения подкоэффициентов ни были установлены, их произведение должно укладываться в пределы, предусмотренные для К2 пунктом 7 статьи 346.29 НК.

Неучитываемые К2

Налоговый кодекс предусматривает, что значения К2 устанавливаются местными властями на период не менее чем календарный год. При этом пункт 7 статьи 346.29 Кодекса гласит, что если чиновники не успели принять соответствующий нормативный акт до начала нового года в установленном порядке, то в следующем году необходимо использовать значения коэффициента, действовавшие ранее. Таким образом, возможность изменять величину такого показателя в течение года представителям муниципальных властей не предоставлена. В данном случае следует иметь в виду, что согласно пункту 1 статьи 5 НК акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Таким образом, решения местных властей о введении нового значения К2 на следующий год должны быть приняты и официально опубликованы до 1 декабря текущего года. В противном случае принимать в расчет в новом году нужно ранее установленную величину такого показателя, а не «обновленную». Подобного мнения придерживается и Минфин в письме от 23 апреля 2008 г. № 03-11-03/07. Между тем из данного правила есть и исключения.

Игра на понижение

В письме от 2 апреля 2008 г. специалистам Федеральной налоговой службы пришлось рассмотреть следующую ситуацию. С запросом к налоговикам обратилась компания-«вмененщик» из Новосибирска. Решением Совета депутатов этого города от 9 октября 2007 года были установлены значения К2 на 2008 год. Нормативный акт был опубликован в срок и соответственно благополучно вступил в силу с начала нового года. Однако уже в декабре прошлого года по неизвестным причинам местные парламентарии решили внести дополнения в указанный документ. Изменение значения К2 было утверждено решением новосибирских депутатов от 26 декабря 2007 г., еще через два дня оно было опубликовано. Понятно, что при таком раскладе вступить в силу с начала следующего года нормативный акт не мог, однако он предусматривал, что его положения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г. Безусловно, данное обстоятельство не отменило того факта, что документ был принят местными властями с нарушением установленного Кодексом порядка. Тем не менее это событие сослужило хорошую службу «вмененщикам». Дело в том, что измененные значения К2 оказались ниже, чем в первоначальном решении депутатов, что, как отметили налоговики в упомянутом письме, улучшает положение отдельных категорий налогоплательщиков. При этом, напомнили ревизоры, согласно пункту 4 статьи 5 Налогового кодекса, акты законодательства о налогах и сборах, вызывающие подобный эффект, могут иметь обратную силу, если прямо это предусматривают. Таким образом, контролеры пришли к выводу, что новосибирские фирмы и предприниматели, уплачивающие ЕНВД, вправе в 2008 г. воспользоваться «пониженными» значениями К2, даже несмотря на то, что местные власти запоздали с их утверждением.

О. Привольнова, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.