Реклама на транспорте: кто платит ЕНВД?

Реклама на транспорте: кто платит ЕНВД?

17.06.2008

Иногда компании при всем желании не могут самостоятельно определить, относится осуществляемая ими деятельность к «вмененной» или нет. Тогда, по идее, на выручку должны прийти соответствующие разъяснения Минфина или ФНС. Но... представители данных ведомств далеко не всегда придерживаются одинаковой точки зрения. К примеру, под «перекрестный огонь» попало распространение и размещение рекламы на транспорте.

Согласно подпункту 11 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса распространение и (или) размещение рекламы на определенных средствах транспорта, по желанию местных властей, могут быть переведены на ЕНВД. В частности, имеется в виду использование в рекламных целях автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, а также речных судов. При этом в статье 346.27 Кодекса пояснено, что в данном случае подразумевается непосредственно деятельность по доведению до потребителей рекламной информации, которая характеризуется следующими признаками:

  • предназначена для неопределенного круга лиц и рассчитана на визуальное восприятие;
  • доводится до адресата путем размещения на крышах, боковых поверхностях кузовов указанных транспортных средств, а также с помощью установки на них рекламных щитов, табличек, электронных табло и иных средств рекламы.

При исчислении ЕНВД в случае распространения рекламы подобным образом необходимо использовать физический показатель «количество автобусов любых типов и т. д.» с базовой доходностью 10 000 рублей. Только вот мнения финансистов и налоговиков о том, кто может быть признан плательщиком ЕНВД по данному виду деятельности, расходятся.

Корень зла

До 1 января 2007 года плательщиками ЕНВД в рассматриваемой ситуации признавались исключительно те фирмы и предприниматели, которые занимались непосредственно распространением или размещением рекламы, то есть рекламные агентства. К рекламодателям же и собственникам транспортных средств данный спецрежим не имел никакого отношения (за исключением тех случаев, когда рекламная фирма владеет машиной). По крайней мере, такие разъяснения можно найти в письме Минфина от 17 февраля 2006 года № 03-11-04/3/86, и вряд ли сыщутся противоположные разъяснения ФНС за этот период. Действительно, логично предположить, что в подпункте 11 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса речь идет именно о тех, кто оказывает клиентам платные услуги по размещению рекламы на транспорте, а не о заказчиках этих услуг и фирмах, предоставляющих для подобных нужд свой транспорт. Однако с 1 января 2007 года вступил в силу новый закон «О рекламе», который несколько изменил данную расстановку сил (Закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ). Согласно пункту 1 статьи 20 этого законодательного акта размещать рекламу на транспорте можно только «по договору с его собственником или уполномоченным им лицом, либо с лицом, обладающим вещным правом на транспортное средство». Ранее подобное требование соблюдать букву закона не было столь категоричным, так как действовало примечание «...если законом или договором не предусмотрено иное» (п. 1 ст. 15 Закона от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ — утратил силу). Таким образом, с внесением поправок в закон «О рекламе» получается, что если владелец транспортного средства заключает договор на размещение рекламы, то именно он занимается деятельностью по распространению рекламы. А значит, именно он и должен платить ЕНВД.

Что сказал Минфин

Тем не менее подобные изменения в рекламном законодательстве ничуть не смутили специалистов главного финансового ведомства. Их позиция по поводу того, кто же вправе применять «вмененку» в отношении предпринимательской деятельности по размещению рекламы на поверхностях транспортных средств, нисколько не изменилась. Отличным примером тому служит письмо Минфина от 23 марта 2007 г. № 03-11-04/3/78, вышедшее уже после вступления в силу нового закона «О рекламе». В частности, финансисты вновь заявили, что ЕНВД обязаны уплачивать компании, непосредственно осуществляющие распространение и размещение рекламы для заказчика. У фирм же и индивидуальных предпринимателей, лишь предоставляющих для этих целей свое авто, применять «вмененку» нет никаких оснований. В связи с этим эксперты Минфина пришли также к выводу, что плательщиками ЕНВД вполне могут быть признаны и те компании, которые в целях распространения рекламы арендуют не сами авто, а лишь части площадей их внешней поверхности. Основанием для подобного вывода финансистов послужил пункт 7 статьи 3 Закона № 38-ФЗ, который определяет рекламораспространителя как лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Между тем, судя по последним разъяснениям ФНС, налоговики с такой точкой зрения в корне не согласны.

Ревизорская логика

Проблеме определения плательщика «вмененного» налога по распространению и размещению рекламы посвящено письмо ФНС от 31 марта 2008 г. № 02-7-11/104. Так, в отличие от финансистов налоговики посчитали, что внесение упомянутых поправок в рекламное законодательство все же изменило порядок применения ЕНВД по указанному виду деятельности. В частности, ссылаясь на тот же пункт 1 статьи 20 Закона № 38-ФЗ, контролеры пришли к выводу о том, что перейти на спецрежим могут и должны непосредственно те организации, которые имеют на праве собственности (пользования, владения или распоряжения) объекты транспортных средств и доводят с их помощью до потребителя рекламную информацию. Следовательно, подчеркнули они, если фирма арендует не сами транспортные средства для размещения рекламы, а лишь часть площадей их внешних поверхностей, то она не может быть признана плательщиком ЕНВД. Причина проста — в этом случае она не обладает никакими правами на сам автомобиль для использования его в рекламных целях. В этой связи налоговики отметили еще одну немаловажную деталь. Дело в том, что физическим показателем по рассматриваемому «вмененному» виду деятельность является «количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения рекламы». Как подчеркнули контролеры в письме, в случае аренды рекламораспространителем авто «по частям» применить к его деятельности указанный физический показатель базовой доходности просто невозможно.

О. Привольнова, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное