Рыночный бизнес лишили крова

Рыночный бизнес лишили крова

11.06.2008

Различные нарушения, выявляемые на рынках, вынудили столичные власти вычеркнуть такие торговые места из облика Москвы. Теперь на их месте вырастают современные торговые центры, в которых нет места для индивидуальных предпринимателей, ранее торговавших на рынках. В народе же на этот счет не прекращаются споры: так ли необходима ликвидация базаров и не променяли ли при этом чиновники шило на мыло?

Рыночный беспредел

В столице активно закрываются рынки, славящиеся тем, что на них можно приобрести вещи и продукты по более низким ценам, чем в магазинах. В частности, с 1999 года по сегодняшний день прекратили свое существование более 138 рынков города. При этом оставшиеся базары всего лишь доживают свои последние дни, что говорит о том, что власти столицы успешно справляются с поставленной перед ними задачей по ликвидации продовольственных и вещевых рынков. А чем же обосновано столь яростное стремление? По словам мэра Москвы Юрия Лужкова, рынки — это рассадник преступности:

— Здесь мы получаем сплошные правонарушения, а также не имеем налоговых отчислений в городскую казну. Наша задача — эти рынки убрать.

Не согласиться с «отцом» города действительно тяжело, ведь, по официальным данным госструктур, рыночники укрывают от налогообложения более трех четвертей своей прибыли. К тому же, по мнению чиновников, кроме относительной дешевизны базары славятся недоброкачественными продуктами и просроченными товарами. А по заявлениям правоохранительных органов, не последнее место в милицейской статистике занимает существующий на рынках криминал, признается «Московскому бухгалтеру» один из сотрудников милиции Павел Иванов:

— На таких торговых точках часто работают гастарбайтеры. Естественно, у них отсутствуют какие-либо разрешительные документы не только на трудовую деятельность, но и на право пребывания на территории России. Да и граждане нашей страны порой нарушают закон. Отсутствие накладных на товар и медицинских книжек, нарушение санитарно-гигиенических норм и т. д. — все это и есть отличительная черта московских рынков. Увы, но цифры говорят о том, что при проверках базаров милиционеры порой выявляют более 120 нарушений за раз.

Безусловно, все перечисленные нюансы чрезвычайно подрывают авторитет Москвы, а самое главное — престиж столичных чиновников. Тем не менее не стоит равнять всех рыночников с преступниками — на базарах работают и добропорядочные люди, за которыми не числится никаких нарушений, отметил Павел Иванов:

— Эти предприниматели вынуждены отвечать за чужие ошибки. При закрытии рынка никто из властных кругов не станет разбираться, вел ли ты добросовестный бизнес или нет. Тебя просто попросят покинуть территорию базара наравне с теми, кто нарушил закон.

Где вы в основном отовариваетесь?

На рынке — 27%
В социальном магазине — 24%
В супермаркетах — 13%
В гипермаркетах — 36%

На грани вымирания

Небольшой продуктовый рынок в районе Ярославского шоссе знают все окрестные жители. Среди магазинов «Мосмарт», «Седьмой континент» и «Гастрономир» он остается последним торговым островком, где можно приобрести действительно свежие продукты. Облюбовавшие московскую продуктовую ярмарку бабушки ежедневно торгуют здесь различными соленьями и вареньями, да и заезжие сельские жители порой привозят на продажу яблоки и молодой картофель. Новость о скором закрытии рынка ударила как гром с ясного неба, говорит постоянный потребитель рыночных продуктов Марина Гурченкова:

— В один из дней предприниматели стали расфасовывать товары по сумкам значительно раньше официального времени закрытия торговой точки. На вопросы покупателей, в честь чего такие перемены, отвечали скупо и кратко: «Закрывают нас скоро, сказали вещи собирать заранее».

После этого дня на палатках стали появляться объявления о планирующемся закрытии. Огорченные потребители интересовались у торговцев, куда переезжает рынок и можно ли будет туда добраться, но предприниматели лишь качали головой, уверяет юрисконсульт фирмы «Гриф» Иван Калиновский:

— Рынок просто исчезает с лица города, отвечали они. Дело в том, что предпринимателям не предоставили никакого альтернативного варианта, где может быть размещен их бизнес после ликвидации базара, поэтому и ответить на вопросы покупателей продавцам было нечего.

«Московский бухгалтер» обратился за разъяснениями о сложившейся ситуации к администрации рынка. Представители местной власти заявили, что на участке торговой точки планируется строительство нового крупного торгового центра, в котором будут располагаться различные магазины.

— Это неправда, что мы не дали предпринимателям альтернативных путей для расположения их торговых мест, — наперебой уверяли владельцы ярмарки. — Напротив нас находится бизнес-центр, предприниматели могут арендовать палатку там. Или подождать, пока отстроится новый торговый центр на месте рынка, после чего купить в нем часть площади.

Действительно, через дорогу от обреченного рынка полгода назад был возведен жилой дом, частью которого является торговый бизнес-центр. Правда, в этом комплексе до сих пор не открылся ни один магазин. Причина тому банальна: слишком завышена арендная плата. И если ее не торопятся оплачивать многие представители среднего и крупного бизнеса, то уж индивидуальным предпринимателям аренда помещения в торговом центре точно не по карману. То же самое касается и покупки площади в новом планирующемся торговом доме. По существу получается, что беда отдельных предпринимателей на фоне всеобщей радости о выполнении плана по ликвидации ярмарок как-то теряется. Поистине отличная поддержка развития малого бизнеса.

Супермаркеты рынку не альтернатива

Магазины и супермаркеты являются исправными налогоплательщиками, добросовестно платят за аренду помещения, коммунальные услуги, берут на себя выполнение ряда социальных функций, но торговая наценка в супермаркетах в среднем составляет 30 процентов, а стоимость некоторых категорий продуктов на 40 процентов выше, чем в магазинах. Кроме того, далеко не все существующие супермаркеты, изначально ориентировавшиеся на обеспеченных клиентов, смогли перестроиться на обслуживание покупателей со средним и низким уровнем дохода. Лишь немногочисленным владельцам торговых сетей удалось добиться цен, сравнимых с теми, что устанавливают торговцы на мелкооптовых рынках.

Шило на мыло

Альтернативой рынкам столичные власти видят широко распространившиеся на сегодняшний день магазины шаговой доступности и эконом-класса. По словам исполняющей обязанности начальника управления по координации работы рынков и услуг правительства Москвы Ларисы Стрельниковой, в таких торговых точках можно купить еду и одежду по весьма доступным ценам. С чиновником сложно поспорить, ведь действительно цены в подобных магазинах если не совсем рыночные, то максимально приближенные к таковым. Но у социальных торговых точек есть свои отрицательные стороны и их не так уж мало. Во-первых, антисанитария со всеми вытекающими из нее болезнями перекочевала с рынков в помещения магазинов, делится с «Московским бухгалтером» своими наблюдениями представитель Московского общества защиты прав потребителей (МОЗП):

— Коробки с некоторыми продуктами, такими как фрукты и молоко, расставлены на полу, хотя товар должен быть вынут из коробки и поставлен на стеллаж. Да и на полках частенько покоятся горы пыли вместо товара. Продукты, подлежащие заморозке, хранятся в сломанных холодильных установках. Все это именуется одним словом — «антисанитария».

Во-вторых, не редки случаи хамского поведения продавца, кассира или администратора магазина при общении с покупателями, признается продавец, Ирина Сарапульцева:

— Если индивидуальный предприниматель, реализуя свой товар, вынужден заинтересовать потребителя хотя бы своей вежливостью, то работнику магазина все равно: уйдет этот покупатель, придет другой.

В-третьих, просроченные товары, которыми так корили чиновники базары, красуются на тех же прилавках социальных магазинов: залежавшиеся йогурты, просроченная колбаса, хлеб, рыба и сыр — список можно продолжать до бесконечности. Даты, конечно, магазин не перебивает, но вот убирать испортившийся товар с полок не спешит, вдруг зазевавшийся покупатель купит, не заметив истекшего срока годности.

Результат плохого обслуживания плачевен: с исчезновением рынков и появлением социальных магазинов проблема «барахолок» не исчезла, она просто перешла на новый уровень — под крышу «шаговой доступности». Интересно, не кажется ли теперь чиновникам, что они всего лишь поменяли шило на мыло, одновременно с недобросовестными продавцами поломав бизнес тем рыночным единицам, которые хотели работать честно?

Мария Дудко

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное