Как выйти сухим из воды

Как выйти сухим из воды

04.06.2008

Одним из весьма распространенных поводов для претензий со стороны налоговиков к компаниям являются исчисление и уплата водного налога, или, как говорят в обиходе, «воды». Что уж тут говорить, отчетность по водному налогу действительно непроста, а дело осложняется еще и спорами вокруг приобретения прав на пользование водными объектами. Так есть ли способ преодолеть «водную преграду» без проблем?

На самом дне океана

Как известно, российское законодательство разделяет существующие налоги на федеральные и региональные. Водный налог относится к первым и в соответствии с Бюджетным кодексом он полностью зачисляется в федеральный бюджет. Федеральный закон от 3 июня 2006 г. № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» вводит дополнение в статью 333.8 главы 25.2 «Водный налог» НК РФ. Теперь его плательщиками не признаются юридические и физические лица, осуществляющие водопользование на основании соответствующих договоров или решений о предоставлении водных ресурсов в пользование. При этом действие упомянутого закона распространяется только на те соглашения, которые были заключены уже после введения Водного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 1 января 2007 года. Это же касается и решения о предоставлении в пользование. В остальном порядок исчисления и уплаты налога остался прежним. Но все же давайте попытаемся разобраться в особенностях налогообложения «воды» и рассмотреть возможные спорные ситуации.

Под обложение водным налогом подпадают действия, связанные с использованием водных артерий, а именно: забор воды; использование акватории водоема; водопользование для гидроэнергетических целей и сплава древесины.

Отчетность и уплата налога производится один раз в квартал. Что касается ставок, то они определяются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам (п. 1 ст. 333.12 НК РФ). Однако нельзя забывать, что базовый размер ставок может быть существенно увеличен. Это связано с тем, что каждое предприятие имеет квартальные ограничения по забору воды, и превышение существующих лимитов влечет за собой пятикратное увеличение нормативов (п. 2 ст. 333.12 НК РФ). Между тем случается так, что налогоплательщики не имеют утвержденного квартального лимита. В этом случае он должен составлять одну четвертую утвержденного годового лимита. Вместе с тем ставка по налогу при заборе воды для использования ее населением устанавливается в размере 70 руб. за 1000 тыс. куб. м.

Поймать волну

Так какой же документ все-таки необходимо иметь для того, чтобы стать «полноправным участником водного движения»? Ответ на этот вопрос лежит не на глубине, как кажется многим, а на поверхности «водоема». Объекты водного мира предоставляются в пользование на основании соответствующего договора. Естественно, что возможность осуществлять данную деятельность фирмам предоставляют исполнительные органы государственной власти, а также органы местного самоуправления. Между водопользователем и государственной структурой заключается двухстороннее соглашение, предметом которого является предоставление права на использование воды за плату. Договор вступает в силу после его регистрации в государственном водном реестре, причем срок его действия не может быть больше 20 лет. Если водопользователь не погасит в срок свои обязательства, ему грозят немалые пени. Их размер — 1/150 действующей на момент уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2% за каждый день просрочки.

Что же касается порядка учета затрат за пользование водными ресурсами, то он непрост, и будет лучше разобрать его на примере.

внимание

Вопрос — ответ

Организации, занимающиеся добычей минеральной воды, резонно задают вопрос: должны ли они исчислять и уплачивать водный налог помимо НДПИ? Такая разновидность водопользования, как забор воды под землей, содержащей полезные ископаемые или природные лечебные ресурсы, а также термальных вод, не облагается водным налогом. Таким образом, существующие нормы налогового законодательства не предусматривают исчисление и уплату данного налога.

Как быть бухгалтерам?

Рассмотрим типичную ситуацию. Организация заключила в 2008 году с органами местного самоуправления договор на использование части водоема. Естественно, что документом обговорена и сумма арендной платы, которая составляет 30 000 руб. за квартал. При этом был установлен и срок уплаты — последнее число месяца квартала.

Итак, в п. 2 ст. 12 ВК РФ говорится о том, что к договору водопользования применяются положения об аренде, а, следовательно, порядок признания в бухгалтерском учете данных затрат идентичен их учету по договору аренды. Предприятие-водопользователь должно признать их расходами по обычным видам деятельности и отразить их в конце месяца на счете 20 «Основное производство».

Не стоит забывать и о налогообложении. В частности, плата за пользование водными ресурсами не подлежит налогообложению (подп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Как известно, расходы, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль, должны быть экономически обоснованы, а также документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение доходов. Данное обстоятельство закреплено в п. 1 ст. 252 НК РФ. Согласно же подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ платежи за арендуемое имущество относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Таким образом, затраты по аренде на конец месяца учитываются в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

В итоге в бухгалтерском учете делаются следующие проводки:

Дебет 20    Кредит 76
— 10 000 руб. — арендная плата за месяц пользования водой.

Дебет 76     Кредит 51
— 30 000 руб. — произведена уплата воды за квартал.

Взять на вооружение

Как известно, наряду с небольшими компаниями, использующими водные объекты в своей деятельности, существуют и более маститые предприятия, обладающие множеством филиалов. И естественно, что последним, дабы облегчить себе сдачу отчетности, хочется уплачивать налог и представлять декларацию централизованно в одну инспекцию по месту постановки на учет головной организации, а не по месту нахождения каждого объекта налогообложения. Конечно, такое желание понятно. Но вправе ли налогоплательщик, осуществляющий деятельность на территории нескольких субъектов РФ, рассчитывать на это?

Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, следует обратиться к действующему законодательству. Согласно ст. 333.14 НК РФ общая сумма «воды» уплачивается по местонахождению водоема не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Вместе с тем в соответствии с п. 1 ст. 333.15 НК РФ декларация по «воде» представляется в инспекцию также по местонахождению водного объекта. Таким образом, уплата и представление декларации централизованно по месту учета головного предприятия запрещается.

Организации, занимающиеся сбросом сточных вод в водоемы, должны иметь на это соответствующее разрешение органов государственной власти. При этом данным водопользователям необходимо платить за загрязнение окружающей природной среды.

Д. Карапетян

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA