Нормативные споры

Нормативные споры

04.06.2008

Проблема издания незаконных нормативных актов не нова. В значительной степени ее усугубляют и налоговые органы. Нередко появление таких документов создает проблемы, которые удается решить только в суде. И если предприниматель не разберется вовремя во всех тонкостях, связанных с процедурой обжалования, то лишь добавит себе сложностей.

Расшифруем термин

Сначала разберемся, что вообще подразумевается под формулировкой «нормативный акт». С сожалением приходится отметить, что вплоть до настоящего времени законодателем четкого определения этому понятию не дано. Существует, впрочем, разъяснение в пункте 12 Постановления Пленума ВС РФ от 20 января 2003 г. № 2. Из его текста можно сделать вывод, что нормативный акт — это документ, который содержит обязательные правила поведения для неограниченного круга лиц и рассчитан на неоднократное применение.

Согласно ст. 15 Конституции РФ нормативный акт, который официально не опубликован для всеобщего сведения, не подлежит применению.

Кто право имеет?

Как указано в Постановлении Президиума ВАС от 4 октября 2005 г. № 7445/05, в силу п. 2 ст. 138 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели вправе оспаривать в арбитражном суде нормативные правовые акты налоговых органов. Согласно п. 3 ст. 9 НК РФ последними являются: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

В упомянутом выше постановлении разъясняется, что налогоплательщик вправе оспорить нормативный правовой акт, принятый налоговиками, несмотря на то, что у него имеется возможность оспорить в судебном порядке конкретные действия чиновников, основанные на положениях такого акта.

Рассмотрит ВАС

Анализ правил п. 2 ст. 137, п. 2 ст. 138 и правил ст. 139 НК РФ показывает, что нормативные акты налоговых органов могут быть обжалованы лишь в судебном порядке. Более того, п. 1 ч. 2 ст. 34 АПК РФ установлено, что дела об оспаривании нормативных правовых актов налоговых органов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются в качестве суда первой инстанции Высшим арбитражным судом.

Заявление к бою!

Заявление должно быть предоставлено в письменной форме. В нем следует указать, что оно подается в Высший арбитражный суд РФ, и привести полное наименование заявителя. Далее следует привести полные реквизиты документа, а именно: название, номер, дату принятия и источник опубликования оспариваемого акта (подп. 2 п. 1 ст. 193 АПК РФ).

Заявитель обязательно должен указать, что требует признать документ недействующим. Здесь нужно помнить о важном отличии: ненормативный акт может быть признан недействительным, а нормативный — именно недействующим. Кроме того, в заявлении должно быть прописано, какие права и законные интересы истца были нарушены. Наконец, необходимо привести название закона или иного нормативного акта, на предмет соответствия которому следует проверить проблемный документ.

Заявление должно содержать перечень прилагаемых бумаг. В их число входит как оспариваемый нормативный акт, так и документы с доводами, на которые ссылается заявитель. Список бумаг, которые надо представить вместе с заявлением, указан в пунктах 1–5 статьи 126 Арбитражно-процессуального кодекса РФ.

Обратите внимание: подача заявления в суд сама по себе не приостанавливает действия оспариваемого нормативного акта — это следует из п. 3 ст. 193 АПК РФ. Более того, в рамках подобного дела не может быть применена такая обеспечительная мера как приостановление действия оспариваемого акта (п. 5 Информационного письма ВАС РФ от 13 августа 2004 г. № 80). Этому есть и соответствие в судебной практике — например, Постановления ФАС Центрального округа от 8 августа 2005 г. № А14-6596-2005/198/13 и ФАС Московского округа от 9 апреля 2007 г. № КА-А40/2607-07.

Признать недействующим

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного акта фактически является ответом на вопрос: соответствует ли этот документ иному нормативному акту, имеющему большую силу. Признать оспариваемый акт недействующим можно только в том случае, когда такого соответствия нет (ст. 192, 194 АПК РФ и ст. 6 НК РФ).

Обращает на себя внимание тот факт, что два федеральных закона — Налоговый и Арбитражно-процессуальный кодексы — придерживаются разного подхода к основаниям, которые позволяют признать недействующими нормативные акты, регулирующие налоговые правоотношения. Так, Налоговый кодекс говорит только о соответствии документа себе самому. АПК же указывает и на иные акты, имеющие большую юридическую силу в сравнении с обжалуемым. Это, например, дает возможность проверки самого НК РФ на предмет его соответствия федеральным конституционным законам и Конституции России.

Покончим с нормой

Предположим, что суд удовлетворил требования истца, и оспариваемый акт признан недействительным. В этом случае возникает новый вопрос: когда именно этот документ завершит свое действие? Ответ на него дал Президиум Высшего арбитражного суда РФ в п. 4 Информационного письма от 13 августа 2004 г. № 80. Опираясь на положения частей 4 и 5 статьи 195 АПК РФ, его представители заключили, что арбитражный суд не может признавать спорный акт не действующим с момента его принятия. Он вправе лишь отменить его, т. е. признать не подлежащим применению с момента вступления в законную силу решения суда. Стоит отметить, что в ч. 2 ст. 253 ГПК РФ позиция законодателя выражена несколько иначе: суд признает нормативный правовой акт недействующим со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Отменен досрочно

Важные разъяснения по этой проблеме приведены в Определении Конституционного суда от 12 июля 2006 г. № 182-О. Прежде всего в этом документе оговорено такое условие как нарушение оспариваемым нормативным актом прав и свобод заявителя. Если суд установил факт такого нарушения, то он не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного акта, даже если тот утратил силу после обращения в суд. И если ранее процесс попросту прекращался (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21 ноября 2005 г. № А29-7293/2004а, а также Постановление Северо-Кавказского округа от 26 января 2005 г. № Ф08-6450/2004), то новое определение представителей Конституционного суда обязывает судей встать на сторону налогоплательщика (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 июля 2007 г. № А21-4252/2006).

Комментарий специалиста

Установление законодателем различных правовых последствий признания недействующим нормативного правового акта в АПК РФ и в ГПК РФ представляется шагом необдуманным и лишенным какой-либо правовой логики. При этом следует учитывать, что один и тот же нормативный правовой акт, нарушающий права граждан и организаций, может быть обжалован как в арбитражном суде, так и в суде общей юрисдикции.

Как следует из ГПК РФ, суд может указать в решении, с какого момента незаконный акт утратил юридическую силу, при этом суд не ограничен временными рамками, а по нормам АПК РФ он этого права не имеет.

Совершенно очевидно, что правовые последствия признания нормативного акта недействующим не должны зависеть от того, в каком суде — арбитражном или общей юрисдикции — рассматривается дело, а также от того, каким процессуальным кодексом (АПК РФ или ГПК РФ) руководствуется суд при судопроизводстве.

Налицо неравенство между заявителями, чье дело рассматривается по правилам АПК РФ, и теми из них, чей процесс ведется в соответствии с правилами ГПК РФ. Это означает нарушение статьи 19 Конституции РФ, согласно которой все равны перед законом и судом.

Адвокат Косарев Владислав Александрович, «Арутюнов и партнеры», Московская коллегия адвокатов

Андрей Мезенцев

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное