Смена «налоговой»

Смена «налоговой»

28.05.2008

Создав и зарегистрировав юридическое лицо, его учредители через определенное время неизбежно сталкиваются с проблемой внесения изменений в учредительные документы. Это достаточно распространенный случай, поскольку организация — практически живой организм, обеспечивающий предпринимательскую деятельность. В статье рассмотрим особенности изменения адреса местонахождения юридического лица, ведь только в этом случае, скорее всего, произойдет и смена налоговой инспекции.

Практика показывает, что при смене адреса местонахождения налоговую инспекцию в большинстве случаев приходится менять. Поэтому каждой организации, столкнувшейся с подобной проблемой, необходимо совершить ряд достаточно несложных на первом этапе действий.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» полномочия по внесению изменений возложены на налоговые инспекции.

Пример

У общества с ограниченной ответственностью «Кирасир» адресом местонахождения являлся офис в Москве, ул. Журавлева, д. 3. Было принято решение о смене адреса на следующий: Москва, ул. 16-я Парковая, д. 26, что находился неподалеку, однако арендная плата по новому адресу была значительно ниже, при том что площадь офиса оставалась той же.

У компании возникла необходимость внести изменения в учредительные документы, однако необходимости сменить налоговую инспекцию не возникло, так как территориально и первый офис, и второй относились к юрисдикции налоговой инспекции № 19 по ВАО Москвы.

Куда и с чем обращаться?

В регистрирующий орган (например, в Москве это инспекция Федеральной налоговой службы № 46) необходимо представить для внесения изменений в учредительные документы:

  • копии учредительных документов компании (устав, учредительный договор);
  • копии свидетельств о государственной регистрации и постановке на налоговый учет;
  • копии свидетельств и извещений о постановке на учет во внебюджетные фонды;
  • копии документов, содержащих информацию о смене местонахождения (решения, приказы, договоры аренды или субаренды);
  • подлинник платежного поручения об уплате госпошлины за регистрацию вносимых изменений.

Требования о представлении этих документов регламентированы статьей 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

После того как документы будут поданы в инспекцию, налоговики должны в течение пяти дней с даты получения заявления внести изменения в учредительные документы и выдать соответствующее свидетельство о постановке на налоговый учет. Стоит заметить, что индивидуальный номер налогоплательщика, так называемый ИНН, останется неизменным на протяжении всего действия юридического лица, а вот код причины постановки на налоговый учет (КПП) поменяется.

Далее компания, решившая сменить адрес, обязана уведомить «старую» налоговую инспекцию, сняться с учета во внебюджетных фондах (в некоторых фондах принят лишь уведомительный характер) и осуществить постановку в тех фондах, которые относятся к новой налоговой инспекции. В идеале (и в соответствии с действующим законодательством) инспекция, в которую поданы документы на изменения, должна сама известить «новую» налоговую инспекцию и передать туда все сведения о юридическом лице. Увы, на практике так не бывает. На этом этапе для компании начинаются определенные трудности.

Ведь инспекция, из которой переводится организация, вправе провести сверку по платежам в бюджет с целью выявления задолженности по уплате налогов и назначить налоговую проверку. Внебюджетные фонды также могут потребовать проведения сверки платежей, однако здесь сверки происходят достаточно оперативно.

внимание

На практике бухгалтеры одновременно сдают декларации и в «новую», и в «старую» инспекцию.

Кому сдавать отчетность?

Несмотря на то что перевод по закону должен быть осуществлен в течение пяти дней, фактически этот срок может значительно увеличиться — от двух до шести месяцев. У компании в связи с этими процедурами возникают вопросы: в какую инспекцию сдавать декларации, отчетность и какая именно инспекция обязана предоставлять налоговые вычеты?

Действующее законодательство ответа на этот вопрос не содержит, на практике бухгалтеры одновременно сдают декларации и в «новую», и в «старую» инспекцию.

Подтвердить налоговые вычеты должна та инспекция, на учете в которой состояла компания в период возникновения права. Хотя однозначной точки зрения по этому вопросу не выработали ни арбитры, ни законодатели. Так, если налогоплательщик ранее состоял на учете в инспекции и успел подать в этот период декларации и заявление о возврате НДС, то смена адреса и налоговой инспекции не освобождает «бывшую» инспекцию от обязанности возместить налог. Этого мнения придерживаются и арбитры (постановление ФАС Уральского округа от 16 августа 2007 г. по делу № А60-2496/07).

Существует и другое мнение. В постановлении ФАС Поволжского округа от 17 июля 2006 г. по делу № А72-5960/03-Б432 суд пришел к выводу, что перевод налогоплательщика из одного налогового органа на учет в другой налоговый орган не имеет правового значения для возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета и возмещение НДС из бюджета должен осуществлять налоговый орган по месту учета налогоплательщика на момент возврата.

По сути налоговые органы России представляют собой единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства. Соответственно, если у юридического лица возникло право на возмещение НДС из бюджета, становится не важным, какая именно инспекция («старая» или «новая») даст добро на такой возврат. Это же мнение нашло отражение в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 10 августа 2007 г. по делу № А56-20760/2006 и от 10 сентября 2007 г. по делу № А56-40634/2006.

судебная практика

Возместить НДС должна налоговая инспекция:

  • «старая» — постановление ФАС Уральского округа от 16 августа 2007 г. по делу № А60-2496/07;
  • «новая» — постановление ФАС Поволжского округа от 17 июля 2006 г. по делу № А72-5960/03-Б432;
  • любая из них — постановления ФАС Северо-Западного округа от 10 августа 2007 г. по делу № А56-20760/2006 и от 10 сентября 2007 г. по делу № А56-40634/2006.

М. Кабулова, руководитель юридического отдела ООО «ФинСервисКонсалтинг», член Палаты налоговых консультантов России

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA