Встретить аудитора во всеоружии

Встретить аудитора во всеоружии

15.05.2008 распечатать

Грамотная подготовка к аудиторской проверке, будь то обязательный аудит российской или же международной отчетности, позволит компании не только сократить сроки ее проведения, но и извлечь из нее дополнительные выгоды. О том, как выполнить ее правильно, рассказывает Павел Аникин, начальник отдела аудита по международным стандартам ЗАО «РУФАУДИТ».

Важный аспект

В процессе подготовки к аудиту можно выделить два аспекта: организационный и методологический. Первый касается «технического» обеспечения работы аудиторов, ко второму же относятся вопросы, непосредственно касающиеся учета и отчетности. В рамках организационного аспекта необходимо предпринять последовательные шаги, которые позволят в дальнейшем, при осуществлении аудита, избежать дополнительных временных затрат и затягивания сроков проверки.

Для начала необходимо назначить ответственного за работу с аудиторами. Логичнее всего, если это будет главный бухгалтер или его заместитель, так как в функции данного сотрудника входит непосредственное общение с аудиторами в ходе работы, оперативное представление информации по их запросам, а также координация взаимодействия с другими подразделениями компании.

Кроме того, нужно подготовить к проверке и прочих сотрудников компании, т. е. проинформировать всех, имеющих отношение к аудиту, о предстоящем мероприятии. Имеет смысл объяснить каждому отдельному сотруднику, что может потребоваться в ходе аудита лично от него. После этого нужно подготовить техническое обеспечение: предоставить аудиторам отдельное помещение или рабочие места, обеспечить доступ к средствам связи, к копировальной технике и т. п. Необходимые ресурсы должны быть обозначены в договоре на аудит, но не поленитесь оговорить их в устном порядке — например, с руководителем проверки.

Обязательным условием проведения проверки является обеспечение доступа к базе данных бухгалтерского учета. Если в компании установлено типовое программное обеспечение (например, 1С), то целесообразнее предоставить аудиторам доступ непосредственно в саму базу данных, чем делать отдельные выгрузки по запросам — последнее гарантированно удлинит срок проверки. Если же программное обеспечение является специфическим, то, скорее всего, придется выделить специалиста, который обеспечит выгрузку данных в формате Excel или другом приемлемом виде. Кроме того, не лишним будет составить график проверки так, чтобы он был удобен как сотрудникам фирмы, так и аудиторам — это поможет обеспечить максимально эффективное их взаимодействие.

Шаг за шагом

Методологический аспект включает в себя подготовку первичного списка необходимых документов. Такой список (если аудиторы сами его не прислали) можно запросить у руководителя или менеджера проекта. Форма его в большинстве случаев стандартна, и, как правило, в него входят учредительные документы, договоры с крупнейшими контрагентами, регистры по счетам бухгалтерского учета в зависимости от их существенности и т. п. В дальнейшем в ходе проверки будут запрашиваться дополнительные материалы, однако скорость их запроса напрямую зависит от того, насколько полно и оперативно будет подготовлен исходный комплект документов.

Необходимо составить перечень участков учета, на которые следует обратить особое внимание аудиторов (нетиповые, нестандартные и сложные операции). Он поможет аудиторам распределить свое время наиболее рациональным образом, а также снизит опасность необнаружения существенных ошибок в отчетности или налоговых рисков — последнее вообще свойственно аудиту в свете его выборочного характера. Благодаря всему вышеперечисленному указанная проверка принесет больше пользы. Также имеет смысл определить перечень хозяйственных операций, которые могут вызвать вопросы у аудиторов, и подготовиться к их обсуждению — это поможет вовремя предоставить полные комментарии и разъяснения. Они будут носить преимущественно устный характер.

В том случае, если проводится аудит отчетности, составленной по международным стандартам путем трансформации из российских, то необходимо подготовить полный перечень корректирующих проводок и трансформационную таблицу. Также следует приложить все расчеты вместе с объяснениями всех корректировок. Немалую пользу принесут и краткие письменные объяснения, отражающие суть корректировок. Более того, ответственные лица должны быть готовы представить все необходимые устные разъяснения. Всю необходимую информацию следует предоставить на самом раннем этапе, и это позволит параллельно вести аудит как российского учета, так и алгоритмов трансформации. Если будут выявлены нарушения в российском учете, то они вносятся во входящие данные трансформационной модели и автоматически меняют показатели отчетности по МСФО, при этом сам алгоритм может и не претерпеть изменений.

В том случае, если годовому аудиту предшествовала промежуточная стадия, то прежде всего необходимо устранить все нарушения (как минимум существенные), выявленные в ее ходе, так как в противном случае компании может быть выдано отрицательное аудиторское заключение или заключение с оговоркой.

Результат

Отдельным пунктом можно выделить согласование результатов аудита. Речь здесь идет прежде всего о содержании информационного письма. Лицо, ответственное за составление отчетности, должно ознакомиться с ним до предоставления руководству компании, т. к. в нем могут содержаться спорные замечания и неточности (например, в отношении квалификации отдельных операций компании), которые необходимо обсудить с аудиторами. В процессе такого обсуждения часть замечаний может быть удалена в силу их несущественности или некорректной трактовки операций. Кроме того, могут быть подкорректированы оценки последствий, которыми чреваты выявленные нарушения порядка ведения учета и составления отчетности. Эти усилия не пропадут даром — в итоге руководство получит всю необходимую и максимально точную информацию.

Если аудит проводится в отношении отчетности, составленной по МСФО, то проверка осуществляется в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА).

Нормативная база

При подготовке к аудиту также полезно ознакомиться с нормативной базой, регулирующей процесс проведения проверки. С одной стороны, это позволит бухгалтеру понять свои права и обязанности применительно к работе с аудиторами, с другой же — повысит эффективность такой проверки. Ведь аудитор — это не ревизор, а помощник бухгалтера, который призван составить достоверную финансовую отчетность, избежать потенциальных налоговых рисков и повысить надежность системы внутреннего контроля.

Итак, при проведении проверки российской отчетности аудиторы руководствуются двумя основными документами: Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ и Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными постановлением правительства РФ 23 сентября 2002 г. № 696. Первый определяет базовые понятия аудиторской деятельности, цели и общие принципы проверки. Второй касается методических аспектов проведения проверки, конкретных аудиторских процедур и т. п. Если же аудит проводится в отношении отчетности, составленной по МСФО, то проверка осуществляется в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА), на основании которых разрабатывались российские правила аудита.

Павел Аникин

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.