Смена «обособленного» адреса

Смена «обособленного» адреса

13.05.2008

При смене адреса самой фирмы постановка на налоговый учет по новому местонахождению осуществляется на основании документов, полученных новыми контролерами от «старой» инспекции. А вот если переезжает обособленное подразделение компании, «повесить» бумажную волокиту на инспекторов не удастся.

Для начала разберемся, что считать обособленным подразделением и когда оно имеет налоговую прописку.

Принципы идентификации

Как указали специалисты главного финансового ведомства в письме от 21 апреля 2008 г. № 03-02-07/2-73, Налоговый кодекс предусматривает два признака, при наличии которых подразделение признается обособленным:

  • осуществление фирмой деятельности через свое подразделение, территориально обособленное от ее места нахождения;
  • создание по месту ведения этой деятельности рабочих мест на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 НК).

Таким образом, подчеркнули финансисты, оборудование хотя бы одного стационарного рабочего места компании вне места ее нахождения уже признается созданием обособленного подразделения независимо от того, отражен данный факт в учредительных документах фирмы или нет.

Правила регистрации

Встать на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения хозяйствующих субъектов обязывают пункты 1 и 4 статьи 83 Налогового кодекса. Для этого необходимо подать соответствующее заявление в местную инспекцию не позднее чем по истечении одного месяца со дня создания «обособленца». Специальная форма такого заявления утверждена приказом ФНС от 1 декабря 2006 г. № САЭ-3-09/826@.

Вместе с тем, если компания по какому-либо из оснований, предусмотренных Налоговым кодексом, уже состоит на учете в одной из инспекций муниципального округа, на территории которого открыто подразделение, то ставить на учет такого «обособленца» нет нужды. Достаточно лишь сообщить «своим» налоговикам о его создании (п. 2 ст. 23 НК). Однако сделать это необходимо также в месячный срок и по строго установленной форме, которая утверждена приказом ФНС России от 17 января 2008 г. № ММ-3-09/11@. Обратите внимание, что фирма обязана подобным образом ставить в известность контролеров в отношении каждого созданного подразделения, независимо от того, подлежит оно постановке на учет или нет.

Упрощенный порядок налогового учета организаций предусмотрен и для случаев, когда у фирмы насчитывается несколько «обособленцев» в рамках одного муниципального округа, но на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям. В этом случае постановка на учет осуществляется ревизорами по месту нахождения того подразделения, которое выберет сама компания.

«Документальные» нормы

Итак, в течение месяца с момента создания обособленного подразделения фирме необходимо представить в налоговую инспекцию следующие документы:

  • сообщение о создании обособленного подразделения по форме № С-09-3, которое направляется в родную инспекцию по месту нахождения головной организации;
  • заявление о постановке на учет обособленного подразделения по форме № 1-2-Учет, направляемое ревизорам по месту создания «обособленца».

Кроме того, к заявлению нужно приложить заверенные в установленном порядке копии свидетельства о постановке на учет в инспекции головной организации и документы, подтверждающие создание обособленного подразделения.

Проблемы переезда

Можно было бы сказать, что Налоговым кодексом достаточно ясно прописан порядок постановки на учет обособленных подразделений, если бы не одно «но». Главный налоговый закон не содержит нормы, предусматривающей возможность изменения местонахождения «обособленца», а соответственно и специальных правил по постановке на налоговый учет по новому адресу.

В сущности это означает, что, к примеру, при заключении нового договора аренды помещения для осуществления деятельности через подразделение по адресу, подведомственному иному налоговому органу, фирма должна осуществить процедуру закрытия одного «обособленца» и открытия новой аналогичной структуры. Более того, скорее всего, аналогичным образом компании придется поступать даже в том случае, если подразделение меняет адрес в рамках территории одной и той же налоговой инспекции.

Таким образом, получается, что организация в данной ситуации обязана, во-первых, направить в инспекцию по месту нахождения головного офиса два сообщения по форме № С-09-3 о закрытии одного подразделения и об открытии нового. Во-вторых, ей необходимо подать заявление налоговикам по месту нахождения прежнего «обособленца» о снятии с учета по форме № 1-4-Учет, утвержденной приказом ФНС от 1 декабря 2006 г. № САЭ-3-09/826@. И, наконец, по месту нахождения вновь созданной структуры представить ревизорам уже упомянутое заявление о постановке на учет по форме № 1-2-Учет и сопровождающий комплект документов. Не стоит также забывать, что закрытие обособленного филиала является законным основанием для проведения контролерами выездной налоговой проверки. В частности, пункт 5 статьи 84 гласит, что снятие с учета подобной структуры налоговики должны произвести в течение 10 дней с даты подачи соответствующего заявления налогоплательщика, но не ранее окончания выездной проверки в случае ее проведения.

Перспективы

Справедливости ради необходимо отметить: подобная проблема не осталась незамеченной Минфином. Так, в упомянутом письме от 21 апреля 2008 г. № 03-02-07/2-73 финансисты рассмотрели вопрос об установлении порядка внесения налоговиками изменений в имеющиеся у них сведения о подразделении в случае если «обособленец» меняет месторасположение в рамках района, подведомственного одним и тем же налоговым инспекторам. Как это нередко бывает в нашей стране, причиной всех бед оказались пробелы в законодательстве. В своем опусе специалисты главного финансового ведомства указали, что согласно российским законам местонахождение организации и ее филиалов и представительств определяется через соответствующие адреса. Адрес же является и одним из идентификационных признаков иных обособленных подразделений хозяйствующих субъектов. При этом, посетовали эксперты Министерства финансов, ни Налоговым, ни Гражданским кодексами не определено, что необходимо понимать под изменением местонахождения филиала, представительства или иного «обособленца». Не установлен налоговым законодательством и порядок учета в налоговых органах подразделений компании в связи с изменением мест их нахождения.

Вместе с тем нужно отдать чиновникам Минфина должное: оставлять все как есть они не намерены. Другое дело, что, по их мнению, предложение об упрощении порядка учета «блуждающих обособленцев» требует дополнительной доработки. В частности, они считают, что упростить необходимо и «переезды» с территории одной инспекции на территорию другой. Правила же смены местонахождения филиалов и представительств финансисты предполагают сделать аналогичными учету сведений об изменении местонахождения головной организации.

С. Котова, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное