Дивиденды «упрощенца» и налог на прибыль

Дивиденды «упрощенца» и налог на прибыль

12.05.2008 распечатать

Компании, применяющие УСН, освобождены от уплаты ряда налогов, в том числе и от налога на прибыль. Выходит, что дивиденды, выплаченные «упрощенцу», налогом на прибыль не облагаются. С данным утверждением совсем недавно не спорили ни Минфин, ни представители ФНС. Однако теперь чиновники решили изменить свою точку зрения.

Положения пунктов 2 и 3 статьи 346.11 Налогового кодекса освобождают организации и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, от обязанности перечислять в бюджет ЕСН и НДС (за исключением случаев ввоза товаров на таможенную территорию РФ). Кроме того, организации не платят налог на прибыль и налог на имущество организаций, а ПБОЮЛ — налог на доходы и налог на имущество физических лиц, если оно используется в предпринимательской деятельности.

Вместе с тем так уж повелось, что «упрощенец» волей-неволей вспоминает о том, что есть такой налог, как налог на прибыль, как только речь заходит о дивидендах. Ведь получателем подобного бонуса в рамках нашей страны могут быть как организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль, так и те, кто применяют специальные налоговые режимы. Однако мы остановимся на «упрощенной» особенности получения дивидендов, поскольку для этого совсем недавно появился новый повод.

Новый поворот

До недавних пор считалось, что с доходов в виде дивидендов, выплаченных «упрощенцу», удерживать налог на прибыль не надо. Во всяком случае так считали в Минфине. Например, в письме ведомства от 13 апреля 2005 г. № 03-03-02-04/1/97 чиновники совершенно справедливо заметили, что у компаний на УСН полученные дивиденды облагаются единым налогом, и, если с них удержать еще и налог на прибыль, то налицо двойное налогообложение одного и того же дохода. Поспорить с этим трудно и, наверное, так бы все и продолжалось, но… Законом от 17 мая 2007 г. № 85-ФЗ в статью 346.15 Налогового кодекса была внесена небольшая поправка, которая, как оказалось, имеет просто роковые последствия. Так, до 1 января 2008 г. последний абзац данной нормы гласил: «Не учитываются в составе доходов доходы в виде полученных дивидендов, если их налогообложение произведено налоговым агентом в соответствии с положениями статей 214 и 275 настоящего Кодекса». То есть налог мог уплачивать сам «упрощенец», представив компании, которая порадовала его бонусом, письменное подтверждение того, что он применяет спецрежим.

После «косметической» правки рассматриваемое положение обрело вид: «Не учитываются в составе доходов доходы в виде полученных дивидендов, налогообложение которых осуществляется налоговым агентом в соответствии с положениями статей 214 и 275 настоящего Кодекса». Как видим, в новой редакции статьи 346.15 Кодекса исчезло всего лишь одно слово «если». На эту деталь и обратил внимание Минфин в письме от 10 апреля 2008 г. № 03-04-06-01/79.

По мнению представителей финансового ведомства, обновленную версию упомянутой нормы следует понимать так, что налоговые агенты всегда должны удерживать налог на прибыль с выплаченных дивидендов. При этом не имеет совершенно никакого значения, какой режим налогообложения применяет облагодетельствованный учредитель.

Каждому по «заслугам»

В принципе, для плательщиков «упрощенного налога», выбравших объект налогообложения «доходы минус расходы», новая позиция Минфина более чем выгодна. Ведь до 1 января 2008 года, получив доход в виде дивидендов, они уплачивали с него налог 15 процентов. Теперь налоговый агент удержит лишь 9 процентов.

С другой стороны, фирме, применяющей УСН с объектом «доходы», следуя минфиновской инструкции, придется пожертвовать бюджету несколько больше, чем раньше. Налоговый агент удержит с дохода все те же 9 процентов, тогда как если бы «упрощенец» сам уплачивал налог, то ставка составила бы всего 6 процентов. Тут явно есть над чем задуматься, вот и попробуем разобраться, насколько умозаключение представителей Минфина вписывается в законодательство. Для этого обратимся к положениям статьи 346.11 Налогового кодекса. Ими, как и прежде, установлено, что «упрощенцы» освобождены от уплаты налога на прибыль. В то же время статья 275 Кодекса, которая регламентирует порядок обложения дивидендов налогом на прибыль, относится исключительно к плательщикам данного налога. А стало быть, к «упрощенцам» она вообще не имеет никакого отношения. Иными словами, можно предположить, что поправка, внесенная в статью 346.15 Кодекса, носит все-таки чисто технический характер и порядок налогообложения «упрощенных» дивидендов попросту остался прежним.

Однако стоит учесть, что при таком подходе возможны конфликты с налоговиками, поскольку в Минфине на сей счет выработалась иная позиция. Кто прав — покажет время. На сегодняшний момент судебной практики по таким делам пока нет, и достаточно трудно предположить, какая чаша весов Фемиды перевесит. При этом не следует забывать, что в соответствии с пунктом 5 статьи 24 Налогового кодекса за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность согласно законодательству Российской Федерации. Например, если агент не удержал вверенный ему налог, то в соответствии со статьей 123 Кодекса ему «светит» штраф в размере 20 процентов от суммы налога, которую следовало перечислить в бюджет. Пойдет ли на такой риск компания, которая выплачивает дивиденды «упрощенцу»?

Н. Баразненок, аудитор, — для «Федерального агентства финансовой информации»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.