Безнадежная задолженность перед бюджетом

Безнадежная задолженность перед бюджетом

05.05.2008

Достаточно часто фирмы уплачивают налоги не вовремя и (или) не полностью. Случается, что налоги (а также штрафы и пени) остаются неуплаченными как в сроки бесспорного взыскания, так и взыскания в судебном порядке. Произойти это может не только из-за упущений самой организации, но и по недосмотру инспекторов, вовремя не потребовавших уплату.

Как признать...

По указанным выше причинам, или как написано в статье 59 Налогового кодекса, вследствие невозможности взыскать в силу причин экономического, социального или юридического характера задолженность может быть признана безнадежной. Та же статья предусматривает возможность ее списания. Но для действующей компании такая возможность является чисто теоретической.

...и списать

Конкретный порядок списания установлен Постановлением Правительства РФ от 12.02.2001 № 100 (далее – Постановление № 100). Этот документ допускает практически только одно условие списания безнадежной задолженности по налогам — ликвидацию организации в соответствии с законодательством РФ (как вариант смерть или объявление умершим физического лица — для предпринимателей). Даже при банкротстве задолженность списывается лишь в размерах, не покрытых имуществом должника.

Финансовое ведомство* и налоговые органы*** однозначно считают, что все возможные основания и условия списания безнадежной недоимки ограничиваются указанным Постановлением. Аналогично и мнение высших судов (см. таблицу 1).

Таблица 1

Судебный органРешения о невозможности списания
просроченной недоимки
Конституционный Cуд РФОпределение от 03.04.2007 № 334-О-О
Высший Арбитражный СудПостановления Президиума от 06.11.2007 № 8241/07, от 11.05.2005 № 16507/04
Как с ней работать

Что же несет коммерсантам наличие неоплаченных и несписанных начислений? В такой ситуации отрицательных сторон больше, чем положительных.

Фирма сэкономила на отчислениях в бюджет (внебюджетные фонды). В плане расходов для нее это хорошо, но этот плюс единственный. Такая экономия может «аукнуться» в самый неожиданный момент и повлечь за собой неприятные последствия.

Если есть переплата

У организации образовалась задолженность. Как и все расчеты с бюджетом, она отражается в ее лицевом счете, который ведет ИФНС. Взыскать ее не представляется возможным. Но и списать тоже нельзя, так как фирма работает, занимается коммерческой деятельностью, а предусмотренные Постановлением № 100 условия не выполняются. Недоимка продолжает числиться, и, возможно, инспекторы попытаются ее взыскать. Поскольку сроки бесспорного взыскания уже прошли, а судебного решения об уплате нет, проверяющие могут пойти другим путем.

У компаний перед бюджетом часто появляется не только задолженность, но и переплата. Последняя подлежит возврату либо зачету в счет погашения задолженностей или будущих платежей. И контролеры направляют переплату на погашение задолженности, безнадежной ко взысканию, не заручившись мнением налогоплательщика. Для этого у них есть основания — нормы пунктов 5 и 6 статьи 78 Налогового кодекса, предусматривающие право налоговиков самостоятельно производить зачет переплаты их в счет недоимок и только после этого возвращать суммы излишне уплаченного налога или засчитывать в счет будущих платежей. Так считает и ряд судов (см. таблицу 2).

Есть и противоположные решения, в которых служители Фемиды признают, что подобная «самодеятельность» налоговых органов представляет собой форму принудительного взыскания налоговых платежей. А раз срок принудительного взыскания уже истек, то такая процедура неприменима. Правда, данное мнение распространено не повсеместно (см. таблицу 2).

Таблица 2

Судебные решения, допускающие самостоятельное погашение ИФНС задолженности за счет переплаты налоговСудебные решения, не допускающие самостоятельное погашение ИФНС задолженности за счет переплаты налогов
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.12.2007 по делу № А82-16458/2006-28Определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 № 381-О-П
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.02.2008 № Ф08-477/08-156АПостановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.10.2006 № 5274/06
 Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.01.2007 по делу № А29-4225/2006а
 Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.04.2007 по делу № А13-6446/2006-28
 Постановление ФАС Дальневосточного округа от 20.09.2006 № Ф03-А24/06-2/2029
 Постановление ФАС Уральского округа от 12.01.2006 № Ф09-5950/05-С1
 Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.09.2007 № Ф04-5902/2007(37661-А75-26)
 Постановление ФАС Московского округа от 31.05.2006 № КА-А40/4436-06

Итак, получив условный доход в виде неуплаты налогов и санкций, фирма может понести расход в той же сумме в самый неожиданный момент. Причем оспорить действия контролеров будет проблематично.

Если нужна «чистая» справка

Есть еще ситуации, в которых не только необходимо отсутствие задолженности перед бюджетом, но и соответствующая справка:

  • получение лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанного с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • приобретение федеральных специальных марок;
  • получение кредита в банке;
  • получение разрешения заниматься внешнеторговой деятельностью;
  • выход из гражданства РФ (для физических лиц).

Форма справки о состоянии расчетов по налогам, сборами и взносам, порядок заполнения утверждены приказом ФНС России от 04.04.2005 № САЭ-3-01/138. Отражение в ней непогашенной задолженности перед бюджетом может повлечь отказ в получении соответствующего разрешения или лицензии.

Как считают арбитры

В арбитражные суды большинство налогоплательщиков обращается с требованием заставить ФНС списать задолженность, взыскать которую уже нельзя за сроками исковой давности и по другим подобным ей причинам. И если «отбиться» от открытых претензий по поводу взыскания просроченной задолженности (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18.01.2007 № Ф08-7191/2006-2964А), начисления пеней на нее (постановление Президиума ВАС РФ от 06.11.2007 № 8241/07) еще удается, то на списание задолженности с лицевого счета суды уже не пойдут. Мнение служителей Фемиды в этих спорах непоколебимо: есть Постановление № 100, где все указано. Налоговые органы не вправе принимать решение о списании самостоятельно.

Едва ли не единственным, в котором арбитры обязали-таки инспекцию списать задолженность фирмы, является постановление ФАС Поволжского округа от 16.09.2004 № А55-230/04-29. Но это исключение. Решение того же суда с аналогичным выводом (постановление от 24.08.2004 № А55-3136/04-31) пересмотрено высшими арбитрами 11.05.2005 (постановление Президиума № 16504/04) и отменено.

Списание задолженности компании «по-тихому», за счет переплат, поддерживают далеко не все арбитры. Анализ судебной практики по большинству округов показывает неоднозначное мнение по данному вопросу. К тому же на стороне проверяющих неоднозначная норма кодекса (см. таблицу 2). Поэтому абсолютной уверенности, что арбитраж поддержит фирму против налоговиков, если те начнут погашать вчерашние долги сегодняшней переплатой, нет. В большинстве решений суды приходят к выводу, что задолженность по налогам все-таки может быть погашена инспекторами самостоятельно, по пеням же — только по заявлению плательщика налогов.

Что в итоге?

Наличие задолженности по налогам и сборам может причинить достаточно неудобств. В неожиданный момент могут возникнуть проблемы с получением кредита, необходимых разрешений для нового вида деятельности. Такое положение дел устроит не всякую компанию.

Случается, когда, запутавшись в делах, расчетах, учредители закрывают фирму, по минимуму расплачиваются с долгами и начинают бизнес «с чистого листа». Но порекомендовать такой рецепт как универсальный мы не можем. Во-первых, процедура достаточно сложна и затратна. Во-вторых, предприятие не каждой формы собственности можно легко закрыть и открыть снова. В-третьих, при ликвидации фирмы ФНС может потребовать погашения задолженности за счет активов.

Поэтому самое простое и надежное, что может сделать компания, — это добровольно уплатить налоги и продолжать работать.

Эксперт «НА» А.В. Захожий

* Письмо Минфина России от 26.02.2008 № 03-01-10/1-12.
** Письмо ФНС России от 10.05.2006 № ММ-6-19/481.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное