НДС-правила по «белорусским» услугам
05.05.2008 распечататьДо сих пор соглашения между Россией и Белоруссией, установившие особые принципы взимания косвенных налогов при экспорте и импорте, хоть и распространялись на сферу оказания работ и услуг, но фактически действовали лишь в отношении товарных операций. Недавно эта несправедливость была устранена.
Межправительственное соглашение, регулирующее порядок расчета НДС и акцизов между государствами-побратимами, подписано Россией и Белоруссией 15 сентября 2004 года и ратифицировано нашей страной Законом от 28 декабря 2004 г. № 181-ФЗ. Вместе с тем в статье 5 документа указывается, что правила взимания косвенных налогов при выполнении работ и оказании услуг должны быть оформлены отдельным протоколом. До вступления же в силу последнего фирмам, имеющим белорусских партнеров, надлежит руководствоваться нормами национального законодательства. И вот спустя более трех лет Законом от 1 апреля 2008 г. № 34-ФЗ Россия ратифицировала соответствующий Протокол, подписанный сопредельными государствами еще 23 марта прошлого года. Как указано в самом документе, он вступит в силу с первого числа месяца, следующего за тем, в котором по дипломатическим каналам получено последнее письменное уведомление о выполнении странами всех необходимых внутригосударственных процедур для введения его в действие (ст. 7 Протокола).
Знай место!
Как установлено российским налоговым законодательством, одним из основных критериев, при котором та или иная реализация работ или услуг приводит к возникновению объекта обложения НДС, — это осуществление таких операций на территории Российской Федерации. По существу, тот же принцип заложен и в подписанном странами-побратимами Протоколе. Налоговую базу, ставку налога, порядок его взимания, а также льготы, фирмам предписывается определять в соответствии с законами, принятыми в государстве, территория которого будет признана местом реализации. Однако если на сегодняшний день, чтобы понять, необходимо или нет уплачивать российский НДС по операциям с белорусскими партнерами, компании обращаются к статье 148 Налогового кодекса, то с момента вступления Протокола в силу они должны руководствоваться статьей 3 этого документа.
Итак, если оказываемые услуги непосредственно связаны с недвижимым имуществом, то место их реализации устанавливается по месту нахождения данной недвижимости. К таковым, в частности, относятся строительные, монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, а также аренда и наем объектов недвижимого имущества.
Впрочем, если предоставляемые услуги тесно связаны с движимым имуществом, то местом реализации также будет признана территория, на которой оно находится. В данном случае речь идет о таких работах, как монтаж, сборка, обработка, переработка, ремонт и др.
Местом реализации услуг в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта считается территория того государства, на которой они предоставляются.
По месту нахождения покупателя место реализации определяется в отношении следующих услуг:
- консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных и маркетинговых, а также услуг по обработке информации и при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- по предоставлению персонала, при условии, что трудовые обязанности осуществляются на территории приобретателя услуги;
- по получению, передаче, переуступке патентов, лицензий и иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, торговых марок, товарных знаков, знаков обслуживания, авторских смежных или иных аналогичных прав;
- аренде и лизингу движимого имущества, за исключением транспортных средств;
- оказываемых посредником, привлекающим от имени основного участника контракта третьих лиц для выполнения перечисленных выше работ.
Во всех остальных случаях местом реализации признается страна нахождения подрядчика. Под эту категорию подпали, в частности, услуги по перевозке пассажиров и принадлежащих им товаров, и другой продукции (в том числе товары, помещенные под таможенный режим транзита), осуществляемые посредством транспортных средств, трубопроводов и линий электропередачи. Кроме того, сюда входят также услуги по аренде и лизингу транспортных средств как с экипажем, так и без него.
Документами, которые подтвердят выполнение перечисленных работ и услуг, согласно статье 6 Протокола являются копии контракта и иных бумаг, указывающих на факт выполнения работ (услуг).
В чем разница?
Наиболее принципиальные изменения, безусловно, коснулись услуг по перевозке. По общему правилу они облагаются российским НДС только при соблюдении сразу двух условий:
- услуги оказываются российскими организациями (индивидуальными предпринимателями);
- пунктом отправления и (или) пунктом назначения является Российская Федерация.
Однако в отношении услуг, оказываемых белорусским товарищам, российские фирмы-перевозчики теперь должны будут уплачивать НДС в любом случае.
Еще одно заметное нововведение — местом реализации работ (услуг) по разработке программ для ЭВМ и баз данных, их адаптации и модификации согласно Протоколу является территория подрядчика. Дело в том, что отдельно данные услуги в статье 3 документа не поименованы, а значит, подпадают под категорию «всех остальных». Вместе с тем по правилам Налогового кодекса местом реализации в подобном случае признается Россия, если именно здесь осуществляет деятельность покупатель услуг. В свою очередь это означает, что российские компании, выполняющие подобные работы для белорусских контрагентов, теперь должны уплачивать российский налог на добавленную стоимость. А фирмы, приобретающие такие услуги у партнеров из сопредельного государства, могут больше не исполнять обязанности налогового агента по НДС.
«Товарные» услуги
Особый режим налогообложения предусмотрен протоколом для услуг по изготовлению товаров, вывозимых с территории одного государства на территорию другого. Согласно статье 4 Протокола оказание таких услуг признается экспортом. Полученная подобным образом продукция при импорте облагается косвенными налогами в соответствии с Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (приложение к Соглашению).
При этом работы и услуги по переработке товаров с последующим их вывозом, а также работы и услуги по ремонту, модернизации и переоборудованию специально ввезенных транспортных средств также с последующим их вывозом облагаются НДС согласно нормам Раздела II Приложения, то есть аналогично экспорту товаров в Белоруссию.
Документами, подтверждающими факт выполнения «товарных» работ, послужат:
- копии договора (контракта), заключенного между налогоплательщиками сопредельных государств;
- копии документов, подтверждающих факт выполнения работ (оказания услуг);
- копии документов, подтверждающих вывоз (ввоз) произведенных товаров (транспортные, товаросопроводительные документы);
- копии иных документов, предусмотренных законодательством России или Белоруссии.
Напоследок напомним, что новые правила подлежат применению только в отношении тех работ и услуг, которые будут выполнены или оказаны уже после вступления в силу Протокола.