ФАС на страже честного бизнеса

ФАС на страже честного бизнеса

29.04.2008

Не секрет, что на пути развития бизнеса зачастую стоит непреодолимая стена из всевозможного рода препятствий. Это и бюрократия, и желание некоторых чиновников получить материальную выгоду взамен на ту или иную справку. Но есть и еще одна проблема, мешающая развитию компаний — недобросовестная конкуренция. С данным явлением борются специалисты Федеральной антимонопольной службы (ФАС). И в скором времени в арсенале ведомства будут весьма действенные инструменты.

Нет монополиям

Федеральная антимонопольная служба была образована согласно Положению правительства от 29 июля 2004 г. В функции ведомства входит контроль над соблюдением организациями антимонопольного законодательства, в частности закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В документе даны четкие формулировки таких понятий, как «доминирующее положение», «монопольно низкая и высокая цена», «группа лиц» и другие. Помимо этого в документе дается определение такому явлению, как недобросовестная конкуренция. Итак, если компания установила монопольно низкую или высокую цену, навязывает контрагенту условия договора, невыгодные для него, создает дискриминационные условия или же препятствует доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам, она нарушает антимонопольное законодательство. А за это предусмотрены штрафы. И дабы не стать жертвой собственной неграмотности, стоит ознакомиться с вышеназванным законом.

Итак, знание норм этого документа необходимо для финансовых организаций и организаций, осуществляющих свою деятельность на товарном рынке. Согласно закону, к подобным организациям относятся кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Помимо этого в законе прописаны случаи, когда вышеперечисленные организации должны согласовывать свои действия с антимонопольными органами. Так, необходимость в «одобрении» сотрудниками ФАС может потребоваться при приобретении права распоряжаться голосами, предоставленными акциями (долями в уставном капитале) финансовой организации на основании договоров купли-продажи, доверительного управления имуществом, договоров о совместной деятельности, договоров поручения, других сделок или по иным основаниям в случае, если стоимость активов по последнему балансу финансовой организации превышает величину, установленную постановлением правительства от 30 мая 2007 г. № 335. Подобная необходимость возникает и в случае приобретения активов финансовой организации, размер которых превышает предусмотренную величину. Также придется согласовывать свои действия с ФАС при приобретении в результате одной или нескольких сделок прав, позволяющих определять условия осуществления предпринимательской деятельности финансовой организацией или осуществлять функции ее исполнительного органа в случае, если стоимость активов по последнему балансу финансовой организации превышает установленную величину. В законе прописана и необходимость предварительного согласования при создании и реорганизации финансовой организации. Правда, не во всех случаях. К примеру, это может потребоваться при слиянии финансовых организаций или присоединении к другой финансовой организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает установленную величину, и некоторых других случаях. Обратиться в ФАС придется и в случае создания коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями или имуществом финансовой организации, а также в некоторых других случаях.

Словом, в документе дан исчерпывающий перечень организаций, обязанных в определенных условиях действовать сообща с представителями ФАС. Однако далеко не все компании свято придерживаются вышеперечисленных норм. Не пугают их даже штрафы, установленные за пренебрежение нормами закона. Правда, вскоре ситуация может кардинально измениться. Плата за нарушение антимонопольного законодательства вырастет в разы.

Наказание рублем

Дабы сделать борьбу с нарушителями антимонопольного законодательства более эффективной, ФАС решила ужесточить внутреннюю методику расчета оборотных штрафов. Так, по предварительным расчетам, с мая этого года средний размер таковых вырастет вдвое за счет увеличения нижнего порога размера штрафа.

Это решение было принято на заседании коллегии Федеральной антимонопольной службы по инициативе главы службы Игоря Артемьева. Новая методика будет оформлена приказом главы ФАС и разослана в территориальные органы к первым числам мая 2008 года. Нововведение предполагает двукратное увеличение базового коэффициента при расчете оборотных штрафов, а также увеличение минимального штрафа с 1 процента до 2 процентов от суммы выручки.

Напомним, что поправки к КОАП, вступившие в силу 13 мая 2007 года, предусматривают введение оборотных штрафов за нарушение антимонопольного законодательства. Так, в скором времени за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ст. 14.31), а также за заключение соглашения или осуществление согласованных действий, ограничивающих конкуренцию (ст. 14.32), штраф составит от 1 процента до 15 процентов суммы выручки от реализации товара на том рынке, на котором совершено правонарушение. Ранее плата за подобные нарушения для юридических лиц была ограничена суммой 500 тысяч рублей.

Казалось бы, данное решение призвано служить во благо честных компаний, оберегая их от недобросовестных конкурентов. Однако на деле не все эксперты приняли инициативу ФАС на ура. По словам юриста компании «РС ПРОВИАНТ-3» Татьяны Демьяновой, в данном случае велика вероятность расцвета коррупционных настроений:

— Чем жестче закон — тем больше новых способов его обойти. Я считаю, что недобросовестная конкуренция останется на прежнем уровне, просто увеличится размер «подарков». Как ни прискорбно, но взяточничество устранить полностью нельзя.

Правда, как заверил Игорь Артемьев, будет принят ряд мер во избежание подобных последствий. В частности, решение о наложении такого штрафа будет приниматься коллегиально на основании специальной методики. Иначе, как отметил на заседании глава ФАС, «сам начнешь ее выдумывать из головы, начнешь брать взятки безумные и так далее». На сегодняшний день при выявлении нарушения сначала высчитывается максимальный размер штрафа, который может быть наложен на компанию, — 15 процентов от оборота. Затем полученная сумма делится на коэффициент 15. Полученная в результате сумма является одновременно и минимальной суммой штрафа (1%), и базовым коэффициентом для расчета окончательной суммы штрафа с учетом различных отягчающих и смягчающих обстоятельств. В соответствии с новой методикой для получения базового коэффициента максимальный штраф предлагается делить не на 15, а на 7,5. Соответственно, минимальный оборотный штраф увеличится с 1 процента до 2 процентов, вырастут и надбавки за различные отягчающие обстоятельства.

По мнению руководителя центра экспертизы проблем предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Дины Крыловой, ужесточение правил принесет свои положительные плоды:

— Крупные участники рынка достаточно сильные для того, чтобы подавлять небольшие предприятия. Поэтому данное нововведение, безусловно, поможет в борьбе с недобросовестной конкуренцией. Ведь только строгая правоприменительная практика позволяет поддерживать нормальное соперничество. Увеличение штрафа станет неотвратимой ответственностью, чувствительной в финансовом отношении. Ведь раньше суммы штрафов были смешные, выгоднее было заплатить, чем не нарушать. Теперь ветер изменился — будет выгоднее соблюдать закон.

Правда, в свете «закручивания гаек» актуальным становится вопрос, не пострадает ли от слишком жестких мер средний и малый бизнес.

В очереди...

На днях ФАС вынесла постановление о наложении штрафа на компанию «Орифлэйм Косметикс». Причина тому — нарушение рекламного законодательства, выразившееся в распространении журнала «Мир Орифлэйм», где реклама превышала 40 процентов от объема всего издания. При этом журнал не зарегистрирован в качестве рекламного издания. За это компанию оштрафовали на 40 тысяч рублей.

В поле зрения ФАС попала и рекламная кампания московского ЦУМа «Скоро в школу». Экспертный совет ведомства постановил, что она содержит оскорбления по отношению к детям и их возрастным ценностям. Дело в том, что на рекламных плакатах, предназначенных для младших школьников, изображена девочка, которая готовится пойти в первый класс.

Осуждение ФАС и общественности вызвал слоган, размещенный на данной рекламе. Надпись на одном из постеров гласит: «Вот я и в школу! Теперь меня интересуют только шмотки. А вы, два старых урода, мне больше не нужны!» Под «старыми уродами», по всей видимости, подразумеваются игрушки — заяц и медведь, оставшиеся сидеть на некой скамейке.

Однако это не единственный подобного рода случай. Надписи на других плакатах центрального магазина не менее циничны:
«Кто не в Prada, тот лох!»,
«Все люди, как люди, а я в Burberry»,
«Хочу быть богатым, знаменитым, ездить на Bentley, одеваться только в ЦУМ»,
«Свет мой, ЦУМ, скажи, я ль в школе всех моднее?»,
«Папочка! Если ты меня правда любишь, купи! купи! купи! мне туфли, платье, шляпку!!! D&G, Armani, Prada».

В результате выявленных нарушений антимонопольное ведомство признало рекламу ненадлежащей, нарушающей положения статей 5 и 6 Закона «О рекламе» и выдала рекламодателю рекламы — ОАО «Торговый дом ЦУМ» предписание о прекращении нарушения.

Время адаптации вышло

Увеличение штрафов, безусловно, поможет в борьбе с недобросовестными компаниями. Однако, по мнению многих специалистов, такие действия могут стать губительными для представителей малого и среднего бизнеса. По словам Татьяны Демьяновой, в такой ситуации малым фирмам придется несладко:

— Небольшие компании будут вынуждены уменьшать расходы на рекламу и этим снизят, во-первых, риск быть оштрафованными, а во-вторых, сэкономят на будущие большие штрафы.

Аналогичную точку зрения высказал юрисконсульт организации «Премьер-эксперт» Тимур Кислицин:

— Особенно остро нововведение прочувствует малый бизнес, пусть даже отчаянно пытающийся подняться на ступень выше, нарушая антимонопольное законодательство. Один единственный штраф, и компания может перестать существовать. А крупная компания навряд ли почувствует, что штраф стал более весомым. Сместив другую организацию, она всегда заработает больше, чем потеряет.

Не игнорирует вышеизложенные опасения и сама антимонопольная служба. На заседании коллегии говорилось о том, что бизнес готов к подобному ужесточению санкций. Игорь Артемьев отметил, что нельзя мгновенно от штрафа в 500 тысяч рублей сразу перейти к штрафам в миллиарды.

— Мы говорили с РСПП, с бизнесом и пришли к выводу, что необходим адаптационный период. Сейчас мы говорим: все, ребята, время для адаптации закончилось! Мы начинаем выходить на серьезные штрафы по всей палитре нарушений.

Безусловно, суждение о том, что бизнес готов к такому повороту событий, весьма спорно. Однако факт остается фактом — штрафы увеличатся, и карать таким образом будут всех без разбору. В такой ситуации остается более внимательно относиться к нормам антимонопольного законодательства. Правда, многих предпринимателей интересует вопрос, что делать, если претензии ведомства не совсем обоснованны. Сразу в суд? На этот вопрос ответила Дина Крылова:

— Всегда можно вступить с ФАС в переговоры, и если выяснится, что компания не нарушала антимонопольное законодательство, санкции могут быть изменены или отменены полностью. Это также касается того момента, когда компания признает себя виноватой, прекращая нарушать закон. Поэтому есть возможность досудебного урегулирования. Но если компания упорствует и продолжает недобросовестно конкурировать, то послабления от сотрудников ФАС не будет.

Наказание с задержкой

Как оказалось, ФАС не всегда принимает «своевременные» решения. Хотя винить специалистов в нерасторопности будет как минимум несправедливо. Дело в том, что на разбирательства на предмет нарушения антимонопольного законодательства уходит очень много времени и сил. Так, на днях было вынесено отрицательное решение в отношении сети магазинов электроники «Техносила». Поводом для этого послужила реклама, которую компания распространяла в августе 2006 года на улицах городов и на телевидении. В ней содержалась, по мнению специалистов ФАС, некорректная лексика. Так, реклама того или иного товара сопровождалась фразой: «...лопух! Купил дороже». Перед тем как предъявить претензии «Техносиле», сотрудниками ведомства был проведен социологический опрос о том, как потребители реагируют на подобный слоган. Общественное мнение оказалось не в пользу продавца электроники. Подкрепив свое решение доводами обывателей, ФАС постановила прекратить ненадлежащую рекламную кампанию. Правда, «Техносила» к этому моменту рекламироваться таким образом уже перестала и, по сути, ничего не потеряла.

Ирина Логинова

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA