Расходы на мерчендайзинг

Расходы на мерчендайзинг

29.04.2008

Мерчендайзинг относится к комплексу мер продвижения товаров, который на сегодня достаточно распространен. В переводе с английского этот термин означает — «искусство торговать». Продавцу же за это «искусство» приходится платить. Но может ли он учесть расходы на продвижение своего товара в целях налогообложения прибыли? На этот вопрос ответил Минфин России в письме от 30 января 2008 г. № 03-03-06/1/57.

Для продвижения продукции на рынке поставщик заключает договоры с организациями розничной торговли, согласно которым последние обязуются осуществлять действия, способствующие продвижению продукции на рынке. Бремя затрат на проведение этих мероприятий, как правило, целиком ложится на поставщиков.

Все по полочкам

Многие магазины заключают с поставщиками соглашения на целенаправленное выполнение конкретных действий, привлекающих дополнительное внимание покупателей к наименованию и ассортименту товаров. Обычно такие услуги оказываются организацией розничной торговли за определенное вознаграждение. В комментируемом письме чиновники рассматривают услуги мерчендайзинга как услуги по рекламе. Однако не стоит считать, что эти услуги квалифицируются исключительно как рекламные.

В то же время Минфин признает, что услуги мерчендайзинга, в том числе по выкладке товара на полках и поддержание ассортимента, являются экономически обоснованными и такие действия рассматриваются в качестве услуг, причем не обязательно рекламных (письмо Минфина России от 26 июля 2007 г. № 03-07-15/112).

Это замечание связано с тем, что понятия рекламы в налоговом законодательстве не существует. Поэтому могут возникнуть проблемы с определением затрат на мерчендайзинг. Есть опасение, что налоговые органы могут сослаться на подпункты 7, 8 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», в которых говорится, что «рекламой не является информация о товаре, его изготовителе..., размещенная на товаре или его упаковке. Также к рекламе не относятся и любые элементы оформления товара, которые помещены на товаре или его упаковке и не относятся к другой продукции».

В данном случае аргумент один: выкладка товара направлена на привлечение внимания именно к товару, а не к упаковке. Элементы оформления товара и его упаковка относятся к материальным затратам, а информация на них необходима по Госстандарту.

Также можно сослаться на письмо Минфина России от 26 июля 2007 г. № 03-07-15/112, направленное для сведения и использования в работе ФНС России.

Услуги рекламе рознь

В крайнем случае данные услуги, как отмечалось выше, не обязательно должны быть рекламными. Учитывая позицию Конституционного Суда России, высказанную в определении от 4 июня 2007 г. № 320-О-П, можно сделать вывод, что все расходы, понесенные организацией для осуществления своей деятельности и не перечисленные в подпунктах 1–48 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса, должны быть предусмотрены подпунктом 49 пункта 1 вышеназванной статьи. В определении говорится, что «законодатель оправданно отказался от закрытого перечня конкретных затрат налогоплательщика, которые могут быть учтены при расчете налоговой базы, имея в виду многообразие содержания и форм экономической деятельности и видов возможных расходов, что при детальном и исчерпывающем их нормативном закреплении приводило бы к ограничению прав налогоплательщика, и предоставил налогоплательщикам возможность самостоятельно определять в каждом конкретном случае, исходя из фактических обстоятельств и особенностей их финансово-хозяйственной деятельности, относятся те или иные не поименованные в главе 25 Налогового кодекса затраты к расходам в целях налогообложения либо нет».

Установленные организацией цены, размеры и период применения скидок с цены после их обоснования должны быть закреплены в специальных внутренних документах, составляемых при оформлении маркетинговой политики как составной части учетной политики.

Документы для «особого места»

Что касается обоснования и документального оформления, то здесь можно апеллировать к исследованиям, проведенным маркетинговой службой предприятия, сделавшей выводы, что, например, именно последняя полка в магазине делает продукцию конкурентноспособной.

Нужно учесть, что все обстоятельства, принимаемые во внимание при ценообразовании по конкретным сделкам, должны быть документально зафиксированы. «Организация вправе предъявить любой документ, обосновывающий применение обычных скидок при определении рыночной цены товара, работы или услуги» (письмо Минфина России от 18 июля 2005 г. № 03-02-07/1-190).

Подтверждением оказанной услуги будет служить акт выполненных работ (оказанных услуг). А какого качества была оказана эта услуга, не может быть в сфере компетенции налоговой службы.

Скидки, премии, бонусы

Для продвижения товаров взаимоотношения между поставщиками и магазинами могут включать в себя различные формы оплаты в виде скидок, бонусов и премий.

Премии или скидки, направленные на продвижение товара (в частности, за размещение товаров на полках в оговоренных местах и выделение для товаров постоянного и (или) дополнительного места в магазине), следует квалифицировать как оплату поставщиком услуг, которые ему оказывает торговая сеть.

Здесь речь идет о взаимном оказании услуг. Продавец продает товар по полной стоимости, а покупатель оказывает ему определенного вида услуги. Такие услуги по продвижению товаров могут быть квалифицированы как услуги по рекламе.

Данное соглашение может быть заключено как в виде отдельного договора на выполнение магазином или торговой сетью указанных услуг, так и являться составной частью сложного договора, включающего в себя элементы других видов договоров, в том числе договора поставки.

Если продавец засчитывает стоимость услуг розничной торговли в счет частичной оплаты товара, то в этом случае покупатель признает стоимость услуг выручкой, а продавец — нормируемыми расходами на рекламу (п. 4 ст. 264 НК РФ).

На оказанные услуги должен быть оформлен счет-фактура и исчислен НДС.

Не нужно забывать, что продавец может принять к вычету НДС со стоимости рекламных услуг только в пределах нормы или 1 процента выручки.

Также нужно учесть: при проведении взаимозачета стороны должны перечислить друг другу НДС отдельными платежными поручениями (п. 4 ст. 168 НК РФ).

Но стороны могут предусмотреть в договоре скидку с цены реализуемых товаров, вместо того чтобы устанавливать цену услуг или заключать отдельный договор на их предоставление. В этом случае и продавцу, и покупателю придется выставить и принять к учету исправленные счета-фактуры, а также внести изменения в декларацию по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость.

Здесь нужно отметить, что премии, полученные покупателем товаров от продавца по результатам продаж за определенный период без изменения цены товара, НДС не облагаются (письмо Минфина России от 20 декабря 2006 г. № 03-03-04/1/847).

У. Гафаров, ведущий эксперт журнала «ПБ»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное