Рекламная НДС-акция

Рекламная НДС-акция

28.04.2008

Оригинальные сувениры с фирменным наименованием и контактными телефонами компании привлекут внимание потенциальных покупателей или деловых партнеров отнюдь не меньше, чем телевизионная или наружная реклама. При этом затраты на данные мероприятия просто несопоставимы. Правда, за удовольствие все-таки придется заплатить...

Раздача в ходе различных промоакций сувениров и подарков, согласно Налоговому кодексу, признается безвозмездной передачей имущества, а следовательно, облагается НДС. Об этом не так давно напомнили специалисты главного финансового ведомства в письме от 14 апреля 2008 г. № 03-07-11/144. Поспорить с данным утверждением достаточно сложно, ведь реализация товаров является объектом обложения налогом на добавленную стоимость. При этом товаром в целях налогообложения считается любое реализуемое или предназначенное для реализации имущество, в том числе и рекламная продукция. Поскольку в ходе «раздачи слонов» происходит переход права собственности на сувениры, то о чем же, как не о реализации, идет речь? Впрочем, подобную позицию и Минфин, и налоговики высказывали и раньше, а с 1 января 2006 г. такая точка зрения была фактически закреплена законодательно. Дело в том, что Законом от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ был расширен состав не облагаемых НДС операций. Так, освобождение от налогообложения заслужила передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), которые стоят не дороже 100 рублей (подп. 25 п. 3 ст. 149), что автоматически означает: более дорогостоящие товары облагаются НДС в общеустановленном порядке.

Компании, которые радуют своих клиентов лишь недорогими подарками, как мы уже сказали, вправе рассчитывать на освобождение от налога. Правда, чтобы получить его, им как минимум придется обеспечить раздельный учет операций, облагаемых и не облагаемых НДС. «Стоит ли овчинка выделки», в данном случае решать каждой отдельной фирме. Если компания придет к выводу, что раздельный учет «входного» НДС мероприятие слишком хлопотное, то она вправе отказаться от «льготы» (п. 5 ст. 149 НК). Для этого достаточно представить в налоговую инспекцию заявление в произвольной форме в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого фирма намерена отказаться от льготы, или приостановить ее использование. В подобной ситуации необходимо помнить, что суммы НДС, уплаченные при приобретении «рекламных» презентов, принимаются к вычету в особом порядке и далеко не всегда в полном размере.

Нормированный вычет

Согласно положениям абзаца 2 пункта 7 статьи 171 Налогового кодекса суммы НДС по расходам, которые уменьшают базу по налогу на прибыль только в пределах специально установленных норм, принимаются к вычету также с учетом подобных нормативов. Можно, конечно, предположить, что данное правило относится лишь к тем затратам, которые перечислены непосредственно в данной норме Кодекса, но в первом абзаце, а именно — к расходам на командировки и к представительским расходам. Однако в письме от 9 апреля 2008 г. № 03-07-11/134 специалисты Министерства финансов развеяли этот миф. Они особо подчеркнули, что абзац 2 пункта 7 статьи 171 Кодекса носит отнюдь не уточняющий характер и распространяется на все затраты, нормируемые для целей налога на прибыль, без каких бы то ни было исключений. Иными словами, дабы определить, в каком размере фирма вправе принять к вычету НДС по ценностям, приобретенным для «рекламной» реализации, необходимо обратиться к главе 25 Налогового кодекса «Налог на прибыль организаций».

По общему правилу в целях налогообложения прибыли расходы на рекламу входят в состав прочих затрат, связанных с производством и реализацией (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК). Однако далеко не все «рекламные» издержки можно так просто списать на налоговую себестоимость в объеме фактических затрат. Полный перечень «счастливых» операций, не попавших под налогообложение, приведен в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса. К ним относятся:

  • реклама мероприятия через средства массовой информации (СМИ) и телекоммуникационные сети;
  • расходы на световую и иную наружную рекламу;
  • участие в выставках, ярмарках, экспозициях;
  • оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;
  • изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации;
  • уценка товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Все остальные расходы, включая затраты на призы, вручаемые победителям конкурсов «рекламных» розыгрышей, признаются в налоговом учете в размере не более 1 процента от выручки (п. 4 ст. 264 НК). Выходит, что и раздача в ходе промоакции подарков и сувениров также подпадает под нормируемую категорию. А значит, и НДС удастся принять к вычету только в пределах «прибыльных» норм.

Пример 1

Норматив рекламных расходов в I квартале 2008 года у ООО «Свифт» составил 5860 руб.

ООО «Свифт» в I квартале 2008 года в рамках рекламной акции подарила своим покупателям 100 рамок для фотографий общей стоимостью 20 000 руб., в том числе НДС 3050,85 руб. Поскольку в целях уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль вся сумма фактических расходов не может быть учтена, то и НДС принять к вычету в полной сумме нельзя.

Следовательно, в целях налогообложения прибыли в состав прочих расходов была включена сумма в размере 5860 руб., а НДС в I квартале принят к вычету в размере 1054,8 (5860 × 18%).

Обратите внимание: если «рекламный» НДС был ранее принят к вычету в полном размере, без учета положений пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса, то «сверхнормативный» налог придется восстановить. Во всяком случае такую рекомендацию дает Минфин в письме от 9 апреля 2008 г. № 03-07-11/134.

О. Привольнова, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное