Торговые автоматы и ЕНВД

Торговые автоматы и ЕНВД

25.04.2008

Поправки в главу 26.3 Налогового кодекса, вступившие в силу с начала этого года, были призваны раз и навсегда свести на нет трудности с определением «вмененного» объекта налогообложения при продаже продовольственных товаров через торговые автоматы. Вместе с тем на практике все оказалось не так радужно.

За что боролись

До 1 января 2008 года продажа товаров через торговые автоматы, или «вендинг», согласно Налоговому кодексу могла квалифицироваться двумя способами. Если речь шла о передвижном аппарате, то такая деятельность относилась к развозной торговле, впрочем, как и сейчас. Помимо того, торговые автоматы могли быть отнесены к категории объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей. Стоит отметить, что и в том и в другом случае объект налогообложения (количество работников, включая индивидуального предпринимателя) и базовая доходность (4500 рублей), необходимые для расчета ЕНВД, совпадали. Проблема заключалась в другом. Согласно официальным разъяснениям и налоговиков, и представителей Минфина, при определенных обстоятельствах «вендинг» мог подпадать под такой «вмененный» вид деятельности, как розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной сети, не имеющей торгового зала. А это уже совсем другой порядок расчета ЕНВД. В данном случае в качестве физического показателя необходимо применять термин «торговое место» с базовой доходностью в 9000 рублей (письмо Минфина от 1 марта 2003 г. № 03-06-05-05/17). Аналогичное мнение высказано в письме УФНС по Московской области от 13 января 2005 г. № 18-16/32793, 33631.

Чем необходимо руководствоваться предпринимателям, занимающимся «вендингом», при выборе объекта налогообложения, Федеральная налоговая служба попыталась пояснить в письме от 29 августа 2006 года № 02-7-12/158. По мнению ревизоров, отнесение торговых автоматов к объектам стационарной торговой сети, или к объектам организации общественного питания, не имеющим залов обслуживания посетителей, зависит от того вида предпринимательской деятельности, в рамках которого они фактически используются налогоплательщиками. При этом, если род деятельности относится к розничной торговле, то она квалифицируется как развозная в случае осуществления продаж через уличные торговые автоматы. А в ситуации, когда автоматизированная продажа товаров производится в торговых залах или в других помещениях объектов стационарной торговой сети, то это уже розничная торговля через объекты нестационарной сети. Иными словами, речь идет о ситуациях, когда под установку торгового автомата специально арендуется часть площади магазина или офиса. Тем не менее из письма так и осталось неясным, какие автоматы следует относить к общепиту, а какие — к рознице. Подсказку можно найти в письме УФНС по Московской области от 26 июня 2006 г. № 22-19-И/0256@, в котором контролеры признали объектами организации общественного питания автоматы по приготовлению горячих напитков и реализации поштучно кондитерских изделий и прохладительных напитков. Что касается приготовления горячих напитков, то распространенные ныне кофейные автоматы, однозначно относили к общепиту и специалисты главного финансового ведомства (письмо Минфина от 16 июля 2007 г. № 03-11-05/157). По крайней мере, до вступления в силу поправок в статью 346.27 Налогового кодекса, внесенных Законом от 17 мая 2007 г. № 85-ФЗ.

Кардинальный поворот?

Закон № 85-ФЗ внес немало изменений во «вмененную» главу Налогового кодекса, однако нас интересуют лишь два из них. Так, данный законодательный акт несколько уточнил такие понятия, как «объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей» и «объект стационарной торговой сети, не имеющий торговых залов». Из первого определения упоминание о торговых автоматах исчезло, а во втором, наоборот, появилось. Таким образом, по задумке законодателей, с начала этого года весь «вендинг» должен относиться исключительно к розничной торговле — либо к развозной, либо к стационарной. Собственно говоря, уже в письме от 22 января 2008 г. специалисты главного финансового ведомства указали, что кофейные автоматы, которые в прошлом квалифицировались как объекты общепита, теперь относятся к объектам стационарной торговой сети, не имеющим зала обслуживания. Однако, судя по самым последним разъяснениям представителей Министерства финансов, «автоматизированный общепит» изжил себя не до конца.

Хорошо забытое старое

С запросом в Минфин обратилась компания, реализующая через торговые автоматы продукцию собственного производства, в том числе супы, напитки и т.п., изготовленные из сухих ингредиентов и воды. В ответном письме от 8 апреля 2008 г. № 03-11-04/3/182 финансисты признали, что согласно статье 346.27 Налогового кодекса торговые автоматы относятся к объектам либо стационарной, либо нестационарной, но торговой сети. Вместе с тем, указали они, предпринимательская деятельность по реализации продукции собственного изготовления не может быть отнесена к розничной торговле, зато очень похожа на «услуги общественного питания». Тогда эксперты главного финансового ведомства обратились к ГОСТу 50647-94 «Общественное питание. Термины и определения». Среди предприятий, перечисленных в нем в качестве относящихся к этой сфере деятельности, в частности, поименованы «предприятия-автоматы, осуществляющие реализацию продукции определенного ассортимента через торговые автоматы». При этом, согласно документу, к кулинарной продукции относится совокупность блюд, кулинарных изделий и кулинарных полуфабрикатов. На этом основании представители Минфина пришли к выводу, что обратившаяся к ним с запросом компания вправе выбрать в качестве объекта налогообложения физический показатель «количество работников, включая индивидуального предпринимателя» с базовой доходностью в размере 4500 рублей в месяц. Иными словами, финансисты в данном случае признали торговые автоматы объектами организации общественного питания, не имеющими залов обслуживания. Между тем факт остается фактом: в Налоговом кодексе продажа товаров через автоматы отнесена лишь к розничной торговле. Будут ли налоговики руководствоваться исключительно главным налоговым законом или примут к сведению данное письмо Минфина, покажет время.

С. Котова, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное