«Камералка» по ЕСН: контрольные показатели

«Камералка» по ЕСН: контрольные показатели

22.04.2008 распечатать

Налоговый вычет по ЕСН должен применяться на сумму начисленных за тот же период взносов на обязательное пенсионное страхование. Такая «связь» стала поводом для того, чтобы инспекторы в свое время до зубов вооружились секретными соотношениями, которыми они руководствуются при проведении камеральных проверок. Благо теперь представители ФНС не делают из этого тайны, завесу над которой совсем недавно приподняла начальник профильного Управления налогового ведомства Татьяна Постникова.

«Базовое» равенство

«Основной момент, — с ходу начала представительница ФНС, — на который обращают внимание ревизоры при проверке отчетности по единому социальному налогу и взносам на ОПС, — это равенство налоговых баз. У организаций, которые применяют обычный режим налогообложения, данные показатели в декларациях должны быть одинаковы», — подчеркнула эксперт. Такое положение вещей, пояснила она, напрямую вытекает из пункта 2 статьи 10 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (далее — Закон № 167-ФЗ), согласно которому объект обложения взносами на пенсионное страхование и база для их исчисления полностью совпадают с объектом налогообложения и налоговой базой по ЕСН, установленными главой 24 Налогового кодекса. Однако, признала Постникова, расхождение между значением строк 0100 в отчетности по ЕСН и по «пенсионным» платежам все же может иметь место в двух случаях.

Первый из них связан с ситуацией, когда компания совмещает общую систему налогообложения с каким-либо спецрежимом. Дело в том, что в рамках УСН, «вмененки» или системы налогообложения для сельхозпроизводителей единый социальный налог не уплачивается, однако страховые взносы на ОПС начисляются в общем порядке. Следовательно, при совмещении налоговых режимов возникает разница между базами за счет выплат и иных вознаграждений, произведенных в пользу физлиц по тому виду деятельности, налогообложение которого осуществляется по «специальным» нормам Налогового кодекса. Они облагаются пенсионными взносами, но не включаются в базу по ЕСН. Безусловно, отметила Постникова, существует категория работников, выплаты которым сложно отнести к определенному виду деятельности. Прежде всего это начисление заработной платы административно-управленческому персоналу. В Налоговом кодексе, подчеркнула эксперт, нет нормы, которая могла бы подсказать, как поступить в подобной ситуации. Налоговое ведомство совместно с Минфином, сообщила лектор, в данном случае рекомендуют распределять вознаграждение управленцам пропорционально удельному весу выручки, полученной от видов деятельности на общем режиме, в общей сумме выручки. Поскольку авансовые платежи по взносам на ОПС перечисляются ежемесячно, подчеркнула представительница ФНС, то и определять удельный вес выручки также необходимо каждый месяц.

Второй случай, когда принцип равенства баз по ЕСН и пенсионным взносам не соблюдается, отметила Постникова, связан с выплатами в пользу физлиц, которые, согласно нормам Закона № 167-ФЗ, не являются застрахованными лицами. Речь идет об иностранных гражданах и лицах без гражданства, пояснила Постникова. Пенсионные взносы на выплаты в их пользу начисляются только в том случае, если указанные категории имеют статус временно или постоянно проживающихо в России. На суммы, выплаченные сотрудникам-мигрантам, временно пребывающим в нашей стране, взносы на ОПС не начисляются. Соответственно в этом случае расчет единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, производится по ставке 20 процентов без применения налогового вычета в виде начисленных «пенсионных» платежей. Кроме того, налоговый эксперт напомнила, что в отношении иностранных граждан благодаря Закону № 216-ФЗ глава 24 Налогового кодекса с этого года претерпела некоторые изменения. Так, для российских работодателей из объектов обложения ЕСН исключены выплаты по трудовым договорам в пользу иностранцев, которые работают за рубежом. Для всех работодателей — вознаграждения в пользу «иноземцев», также трудящихся за пределами нашей страны, но по гражданско-правовым контрактам. Правда, учесть эти изменения необходимо было еще в декларации по ЕСН за прошлый год, поскольку они распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.

ЕСН и 4-ФСС

Налогоплательщик вправе уменьшить единый социальный налог, зачисляемый в бюджет Фонда социального страхования, на расходы, произведенные им на цели обязательного страхования работников, напомнила Постникова. В отчетности по ЕСН такие затраты отражаются по строкам 700-740. При их заполнении, отметила эксперт, необходимо помнить, что в данном случае можно отразить только те расходы, которые возмещаются за счет средств ФСС. Пособия, которые за первые два дня оплачиваются за счет средств работодателя, в эти строки вносить нельзя. Они в любом случае не попадут в налоговую базу, поскольку будут исключены из строки 100 и отражены по строке 1100, но в «семисотых» строчках таких сумм не должно быть, подчеркнула эксперт. Безусловно, отметила она, показатели этих строк также должны совпадать с расходами на цели социального страхования работника, которые отражаются фирмой в таблице 2 раздела 1 формы 4-ФСС. Сопоставление таких данных производится в инспекции автоматически, поскольку между Фондом социального страхования и ФНС, предупредила лектор, специально налажено необходимое информационное взаимодействие. Если инспекторами будет выявлено расхождение между данными показателями, то, скорее всего, сообщила представительница налогового ведомства, налогоплательщику будет предложено представить уточненную декларацию. При этом она пояснила, что, как правило, разница в заявленных цифрах обусловлена тем, что соцстрах не все расходы может принять к зачету. Отсюда и возникает занижение ЕСН в части отчислений в Фонд социального страхования. Следует отметить, что в случае отказа ФСС в зачете некоторых затрат изменения налоговой базы по ЕСН у фирмы все равно не произойдет, поскольку «незачтенные» расходы она не вправе учесть при расчете налога на прибыль, а следовательно, единым социальным они не облагаются. Однако при корректировке социальных расходов и уменьшении их до размера, принятого соцстрахом, произойдет увеличение суммы ЕСН, подлежащей уплате в счет ФСС.

Начисленный вычет

Как особо подчеркнула представительница ФНС, налоговый вычет по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет, в виде страховых взносов на ОПС, должен применяться исключительно в сумме начисленных, а не уплаченных пенсионных платежей. Такое правило, отметила она, прямо закреплено пунктом 2 статьи 243 Налогового кодекса. Абзац же 4 пункта 3 данной статьи — это отдельная норма Кодекса, и применяется она отдельно. Положения, предусмотренные пунктом 2 указанной статьи, обеспечивают правильное исчисление налога, указала эксперт. Поэтому если в отчетности вычет заявлен в сумме уплаченных страховых взносов, то налоговики обязательно произведут перерасчет. И уже проверив правильность расчета налога, ревизоры обратятся к абзацу 4 пункта 3 статьи 243 Кодекса, который применяется, если не все начисленные взносы уплачены. В подобной ситуации не стоит бояться штрафов, предусмотренных статьей 122 НК, успокоила представительница ФНС. В отношении занижения базы по ЕСН в результате неполной уплаты страховых взносов такая ответственность не применяется, сообщила она, сославшись на постановление Президиума ВАС от 1 сентября 2005 г. № 4486/05. Однако пени на возникшую в подобной ситуации недоимку все же будут начислены. Правомерность такого подхода эксперт также подкрепила ссылкой на решение Высшего Арбитражного Суда (постановление Президиума ВАС от 11 мая 2005 г. № 15834/04).

Касаясь применения налогового вычета в виде страховых взносов на ОПС, представительница ФНС также отметила, что нередко от налогоплательщиков поступают жалобы, что инспекторы, выявив занижение базы по ЕСН, производят доначисление налога в федеральный бюджет по полной ставке, без уменьшения на доначисленные пенсионные платежи. При этом подобные претензии фирм Постникова признала полностью обоснованными. Она пояснила, что с 1 января 2005 года на налоговое ведомство возложена также функция контроля за исчислением и уплатой пенсионных взносов. Это означает, подчеркнула она, что, устанавливая занижение базы по ЕСН, инспекция вправе доначислить как сам налог, так и страховые взносы (ст. 10 Закона № 167-ФЗ). В этом случае, отметила лектор, контролеры должны произвести четыре действия:

  • доначислить ЕСН с заниженной базой во все бюджеты,
  • доначислить пенсионные взносы в связи с занижением базы,
  • уменьшить сумму доначисленного ЕСН в федеральный бюджет на сумму доначисленных страховых взносов,
  • доначислить ЕСН в федеральный бюджет на сумму положительной разницы между начисленными и фактически уплаченными взносами на ОПС.

Остается надеяться, что и ревизоры на местах будут придерживаться данного алгоритма, чтобы компаниям не пришлось обращаться в суд.

М. Тушнов, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.