Налоговый контроль: зона риска

Налоговый контроль: зона риска

21.04.2008

Почти год назад свершилось практически невозможное — ФНС установила 11 критериев, по которым компании могли сами оценить, нагрянут к ним налоговики с выездной проверкой или нет. Об успехах такого подхода к налоговому контролю и о планах по его усовершенствованию в 2008 году в ходе Первого открытого форума, который проходил при поддержке ФНС, рассказал начальник отдела Контрольного управления налогового ведомства Константин Новоселов.

В качестве введения чиновник решил поведать о том, что же стало причиной «перестройки» организации и проведения мероприятий налогового контроля. По словам Новоселова, основным толчком послужили поправки, внесенные в Налоговый кодекс летом 2006 года Федеральным законом № 137-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2007 года (речь идет о Законе от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ). Тогда наиболее существенные изменения налогового законодательства коснулись именно блока контрольной работы ревизоров. Самым принципиальным из них, с точки зрения концепции налогового контроля, отметил представитель ФНС, стало ограничение прав ревизоров на истребование первичных документов в рамках камеральной проверки. Теперь такая возможность предоставлена контролерам только в том случае, когда компания заявляет в налоговой отчетности льготы. В частности, самая распространенная подобная ситуация — представление налога на добавленную стоимость к возмещению. Это чуть ли не единственный случай, когда налоговики вправе потребовать у компании первичные документы, связанные с налоговым вычетом по НДС. В этих условиях, пояснил чиновник, налоговой службе пришлось отойти от принципа тотального «камерального» контроля, который имел место при наличии неограниченных возможностей для истребования ревизорами документов. В настоящее же время, отметил Новоселов, основная задача камеральной проверки сводится к системному анализу деятельности и налоговых обязательств налогоплательщиков с целью определения групп риска и отбора компаний для проведения выездных налоговых проверок. Иными словами, именно выезд «на место» стал основным инструментом налогового контроля на сегодняшний день.

Удар по болевым точкам

«Налоговая служба начиная с 2007 года отказалась от тотального контроля всех налогоплательщиков, — заявил Новоселов. — Мы не ставим себе целью проверять всех поголовно». Теперь ревизоры делят налогоплательщиков на тех, которые требуют повышенного внимания, и тех, кого достаточно «мониторить» по имеющимся в представленных декларациях данным. «Поэтому вы должны понимать, — призвал представитель ФНС слушателей, — что сегодня выход на выездную проверку — это результат уже продуманных и выверенных действий налоговой инспекции с определением конкретных зон риска у налогоплательщика». Для этого, напомнил чиновник, и была утверждена Концепция планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@). Целью такого планирования, пояснил чиновник, является концентрация контрольных мероприятий на зонах риска, обеспечение качества проверок и мотивирование налогоплательщиков к добровольному отказу от инструментов минимизирования налогов. «Утвердив эту концепцию, мы сделали процесс планирования налоговых проверок открытым, — подчеркнул Новоселов. — Теперь, зная те одиннадцать критериев риска, которые, по нашему мнению, представляют наибольший интерес с точки зрения налогового контроля, вы можете самостоятельно оценить вероятность того, что к вам придут инспектора».

Отметим, что в свое время заявленные в концепции одиннадцать «болевых» точек «нездоровых» налогоплательщиков наделали много шума. Вот и теперь в ходе семинара не обошлось без реплики из зала: «Все равно под эти критерии подпадают практически все компании!» Чтобы отразить сей выпад, лектор обратился к статистике. По его словам, еще 6-7 лет назад налоговой службой в целом по стране проводилось более миллиона выездных проверок в год, а в 2007 году, когда начал применяться новый подход, эта цифра составила лишь 106 тысяч. При этом результативность данных мероприятий составила 97 процентов, что практически в два раза превышает соответствующий показатель 2006 года.

Выборка

Представитель ФНС не стал подробно останавливаться на каждом из критериев отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок. В поле зрения попали лишь самые «популярные».

Итак, большинство компаний попадают в зону риска в результате отражения в налоговой отчетности значительных сумм вычетов за определенный период. Конечно же, пояснил чиновник, речь в данном случае идет о, пожалуй, самом проблемном налоге — НДС. В 2007 году напомнил Новоселов, мы этот критерий установили на уровне 89 процентов (доля вычетов от суммы налога, начисленного с налоговой базы). «Однако мы понимаем, — признал он, — что это лишь «средняя температура по больнице». У кого-то эта доля может составлять лишь 70 процентов, отметил лектор, а в сельском хозяйстве и вовсе может «зашкаливать» за 100 процентов. К ста процентам, по словам представителя ФНС, приближается доля вычетов и в торговле, особенно оптовой, которую она получает за счет объема продаж. В связи с этим, сообщил чиновник, в настоящее время эксперты налоговой службы ведут работу по дифференциации этого показателям по отраслям.

Второй по популярности критерий, используемый налоговиками, — отражение в налоговой отчетности убытка в течение двух и более налоговых периодов, что, в общем-то, отлично продемонстрировали так называемые «убыточные» комиссии. Правда, как уверил Новоселов, никаких проблем у компании, вызванной «на ковер», не возникнет, если она сможет привести внятную логичную причину убыточности. Таковой, к примеру, может послужить запуск нового производства. В этом случае налоговики лишь продолжат отслеживать показатели фирмы: выручку, среднюю налоговую нагрузку и т. д.

Еще один критерий, который также знаком налогоплательщикам по специальным налоговым комиссиям — выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе.

Не уступает приведенным показателям «по популярности» и такой критерий, как превышение темпа роста расходов над темпом роста доходов. Выявляется подобная ситуация очень легко, предупредил Новоселов: достаточно взять декларации за 2-3 предыдущих периода и сравнить показатели налоговой нагрузки, выручки и налоговой базы. Если база по налогу на прибыль уменьшается при том, что выручка растет, налоговики воспримут это как сигнал присмотреться к фирме получше.

Следующий критерий, о котором упомянул представитель ФНС, — это значительное отклонение (на 10 процентов и более) уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от среднего уровня рентабельности в данной сфере деятельности согласно официальной статистике. Однако в отличие от остальных этот показатель пока налоговиками активно не используется. Тем не менее уже в ближайшем будущем, уверен Новоселов, он свое возьмет.

Дело в том, пояснил лектор, что те комиссии, которые налогоплательщики называют «комиссиями по борьбе с убыточными компаниями», работают именно (и только) с убыточными фирмами, в то время как огромное число компаний, посетовал чиновник, избегают подобных «неприятностей» лишь потому, что показывают в отчетности минимальную, чуть ли не копеечную, прибыль. Ведь выборка убыточных компаний производится не вручную, а с помощью компьютерной программы, которая «отбрасывает» фирмы с «мало-мальской» прибылью. В итоге целый пласт организаций выпадает из сферы налогового контроля, подчеркнул представитель ФНС.

Зона риска-2008

Одним из приоритетных направлений налоговой службы на 2008 год, сообщил лектор, является совершенствование аналитической и контрольной работы с отраслями, в которых велик удельный вес налогоплательщиков, попадающих в зону риска по критериям, связанным с убыточностью и уровнем заработной платы. В частности, это розничная и оптовая торговля, обрабатывающие производства, строительство и операции с недвижимым имуществом. При этом самой «нездоровой» отраслью в данном случае является именно торговля. Именно к этой сфере деятельности относится добрая половина организаций, попадающих в зону риска по уровню заработной платы. Самое парадоксальное, по мнению Новоселова, то, что по критерию «убыточности» розничная и оптовая торговля также «впереди планеты всей». «Это абсурд, по большому счету, — удивляется он, — ни один нормальный собственник не будет торговать себе в убыток». Естественно, тут же добавляет чиновник, речь идет не о разовых операциях, а о ситуациях, когда предприятие год, два и более показывает убыток. Это не может не вызвать вопросы. В частности, сообщил он, налоговые поступления от торговли в 2007 году упали почти в 2 раза по сравнению с 2006 годом.

«Таким образом, — отметил лектор, — мы стали сосредотачивать усилия лишь на «проблемных» зонах, принципы выявления которых к тому же сделали открытыми». Сформированные на 2008 год планы выездных проверок, сообщил он, на 90 процентов составлены по тем налогоплательщиком, которые подпадают под приведенные критерии. И лишь оставшиеся 10 процентов представляют собой проверки в связи с ликвидацией организаций, сообщениями правоохранительных органов и т. п. «Впрочем, в будущем выездная проверка и вовсе должна стать чем-то исключительным», — завершил свое выступление представитель ФНС.

Ю. Ивлева, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное